Авторы / Афанасьев Александр Николаевич
В статье Советского Энциклопедического Словаря об Аафнасьеве Александре Николаевиче записано следующее: литературовед, представитель "мифологической школы" в фольклористике. Статьи о русской литературе ХУШ века, труды "Поэтические воззрения славян на природу" тома 1 - 3 изданы с 1866 по 1869 годы, сборник "Народные русские сказки" издан впервые с 1855 по 1864 годы.
Более широкие биографические сведения об Афанасьеве А. Н. взяты из вступительной статьи Светланы Донской к книге "Диво дивное, чудо чудное" Издательство М, "Московский рабочий", 1988 год.
Александр Николаевич Афанасьев прожил жизнь демократа-разночинца, интеллигента, зарабатывавшего хлеб неустанным трудом. Жизнь, насыщенную энергичной деятельностью, исполненную высокого смысла, но не поскупившуюся на огорчения и невзгоды.
Он родился в Воронежской губернии в 1826 году в многодетной семье уездного судебного чиновника. Начальное образование получил на дому у частного учителя, уже в Боброве, куда семья переехала, и продолжил его у "двух тамошних попов, - как пишет Афанасьев, - у двух Иванов". К счастью, и отец и дети (мать умерла рано) любили книгу и к знаниям относились как к делу первостепенному. Одиннадцати лет мальчика отдали в воронежскую гимназию.
В 1844 году он стал студентом Московского университета. В 1847 году, будучи третьекурсником, опубликовал в "Современнике", который редактировал тогда Н. А. Некрасов, первое самостоятельное исследование - "Государственное хозяйство при Петре Великом".
Профессорский состав юридического факультета был достаточно авторитетен, кроме того, поощрялось свободное посещение лекций по специальностям, не входившим в основной курс. Афанасьев слушал теорию словесности у С. П. Шевырева, русскую историю у С. М. Соловьева, всеобщую историю у Т. Н. Грановского - кумира студенческой молодежи, радикально настроенного западника, оказавшего несомненное влияние на формирование общественных и политических взглядов Афанасьева. В университете же Афанасьев почувствовал на себе и власть казенной мысли. Незадолго до окончания университета ему в числе лучших студентов было поручено прочесть лекцию на выбранную им тему - о влиянии государственной системы на развитие уголовного права в России ХУ1 - ХУП веков - в присутствии министра народного просвещения графа Уварова. Трудно сказать, что насторожило высокого гостя в сообщении Афанасьева: содержание или возражения, которыми не преминул ответить студент на замечания министра. Но так или иначе способного, умеющего самостоятельно мыслить выпускника на университетской кафедре не оставили, и ему пришлось искать службу. При содействии своего бывшего профессора К. Д. Кавелина, принимавшего сердечное участие в судьбе Афанасьева, ему удалось получить место в Московском главном архиве Министерства иностранных дел.
Тринадцать лет, которые провел Афанасьев на службе в архиве, были для него самыми счастливыми и плодотворными. В эти годы он сближается с семьей великого русского артиста Михаила Семеновича Щепкина, в доме которого встречает Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, а по отдельным сведениям, и А. И. Герцена. Вместе с сыном Щепкина - Николаем Михайловичем - и на его средства, но принимая на себя основной груз издательских забот, Афанасьев приступает к выпуску журнала "Библиографические записки", просуществовавшего немногим более трех лет.
А в 1862 году разразилась беда. После ареста Чернышевского и заключения его в Петропавловскую крепость открылось следствие и по делу людей, подозревавшихся в связях с Герценом. Недоверие было выражено и Афанасьеву, что исключало для него возможность дальнейшего пребывания на государственной службе. К тому же, после того как его посетил политический эмигрант Кельсиев, приехавший нелегально в Россию, Афанасьев был объявлен неблагонамеренным и выброшен на улицу в буквальном смысле, поскольку пользовался все годы службы ведомственной квартирой. Постоянного заработка найти не удавалось, была продана самая дорогая собственность - библиотека, которую он на протяжении всей жизни собирал с любовью и тщанием.
И в несколько оставшихся ему лет, в нужде, Афанасьев заканчивает издание "Народных русских сказок", составляет сборник "Русских детских сказок", выпускает три тома "Поэтических воззрений славян на природу", не считая других статей и публикаций. Поистине человеческие силы кажутся неисчерпаемыми! Но это только кажется. В 1870 году он заболел туберкулезом и 23 сентября 1871 году умер. Похоронен А. Н. Афанасьев в Москве на Пятницком кладбище, рядом с могилами М. С. Щепкина и Т. Н. Грановского.
Творчество Александра Николаевича Афанасьева необычайно многогранно. Юрист по университетскому образованию, он публиковал и комментировал архивные документы по истории Русского государства. Российское географическое общество в 1852 году приняло его в свои ряды по отделению этнографии. Литературоведческие изыскания Афанасьева касаются журнальной сатиры ХУШ века, а также библиографической и журналистской работы на страницах "Современника", "Отечественных записок", "Московских ведомостей".
После кончины А. Н. Афанасьева в его бумагах был найден написанный им собственноручно перечень трудов, состоящий из 150 названий. И хотя в истории науки Афанасьев остался как фольклорист, было бы неправильно забывать другие его работы, которые несут в себе отпечаток личности яркой, ума оригинального, таланта самобытного и, что наиболее существенно для понимания Афанасьева идею взаимосвязанности исторического прошлого с настоящим. Теоретическая работа Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" (1866 - 1869). Даже переизданное с сокращениями, это фундаментальное исследование обогащает современного человека опытом "сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов" - так определял свой замысел в подзаголовке Афанасьев. "Поэтические воззрения" составили ранние статьи Афанасьева, специально переработанные им, такие, как "Дедушка домовой", "Ведун и ведьма", "Религиозно-языческое значение избы славянина" и др., а также материалы его примечаний к сказкам. Впервые в истории фольклористики ученый исследовал прозаическое и песенное творчество славянских народов в историческом контексте общих закономерностей развития. Широта взглядов, подкрепленная глубокими и разносторонними знаниями, позволила автору донести до современников исторические корни и поэтику языческих поверий, однако не уберегла от заблуждений. "Поэтическим воззрениям" суждено было стать объектом незатихающих споров на протяжении столетия. Не нашлось тех, кто бы отрицал значение этого труда, оспаривал его содержательность и научную оснащенность, но приверженность Афанасьева к так называемой "мифологической школе" вызывала возражения концептуальные.
Братья В. и Я. Гримм, родоначальники теории мифа и его влияния на фольклор, несомненно, открыли новые горизонты в науке. Но положения, справедливые для германистики, вряд ли были безоговорочно применимы на иной национальной почве. Ряд русских ученых, в их числе выдающийся филолог Ф. И. Буслаев, связывали символику языческих верований с явлениями природы, и здесь, в мифологическом толковании поверий, находили лингвистическую основу народной культуры. Именно под таким углом зрения рассматривал Афанасьев смысл фольклорной архаики. Уже в ту пору оппоненты Афанасьева ставили ему в упрек неосновательность отождествления истоков мифа и сказки. Но известная односторонность его взглядов объяснима - это ошибки первооткрывателя.
Своими "Поэтическими воззрениями" Афанасьев послужил отечественной литературе. Такие разные писатели, как Достоевский, Мельников-Печерский, Островский, Блок, Бунин, Есенин, Пастернак, Хлебников, искали в его работе источник жизни слова. И еще одно свидетельство современника: "Можно расходиться с автором... книги во многих частностях, можно даже восставать против его теории в целом (или по крайней мере против столь широкого ее применения), но громадность материала, им собранного, и его усердие, остроумие и ученая честность в обработке... материала делают эту его книгу одинаково поучительной и необходимой как для друзей, так и для врагов мифологической теории". Приведенный текст взят из сборника "Народные русские легенды". Первое его издание вышло в 1860 году в Москве сравнительно небольшим тиражом и разошлось незамедлительно. Тридцать три легенды, частично записанные Афанасьевым, частично переданные ему В. И. Далем, представляли собой простонародный пересказ жития Христова и святых и интересны были теми подробностями, которые вносили рассказчики в ортодоксальные сюжеты. Афанасьев мог ждать цензурных гонений, но на этот раз церковь поступила просто: добилась запрещения книги, растянувшегося более чем на полвека.
Та же, едва не худшая участь постигла бы и "Русские заветные сказки", если бы составитель отважился печатать их в России. Не исключена помощь Герцена в издании "Русских заветных сказок" в Швейцарии, вышедших уже после смерти автора в 1872 году. "Заветные сказки", исполненные озорства и грубого народного юмора, не столько оскорбляли стыдливость благонамеренной публики, сколько возмущали антипоповской направленностью.
В 1855 году И. И. Срезневский, ученый-славист, отец многочисленного семейства, обратился в письме к Афанасьеву с просьбой-советом напечатать сказки для детей. "Русские детские сказки" (1870) были последним прижизненным изданием Афанасьева. По замечанию А. Л. Налепина, это "самое популярное издание дореволюционной России, своего рода хрестоматия домашней педагогики".