Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Ахматова Анна Андреевна

Ахматова Анна Андреевна

1889 - 1966

Биография

Был и до сих пор продолжается спор: кого считать первой женщиной — поэтом — Ахматову или Цветаеву? Цветаева была поэтом — новатором. Ахматова не была новатором, но была хранительницей, а точнее — спасительницей классических традиций от поругания моральной и художественной вседозволенностью. Я родилась 11 (23) июня 1966 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер — механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — Древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфироносного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910-м (25 апреля ст. ст.) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко — литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие в мою первую книгу. Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете. В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм (выдвигало на первый план стихийное чувство разрушения старого мира и его форм и ставило перед собой цель содействовать грядущему), другие — в акмеизм (литературное течение начала ХХ века, которое настаивало, в противоположность символизму, на конкретно — чувственном восприятии и возвращении слову его прямого смысла). Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой. Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первого триумфа русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновиденье, которое помнишь всю жизнь. В 1912 году вышел мой первый сборник стихов - «Вечер». Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. В 1914 году вышла вторая книга - «Чётки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из Х1Х века сразу попали в ХХ век, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе. Сборник «Белая стая» вышел в сентябре 1917 года. К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем «Чётки». Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал — книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому у «Белой стаи» не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 — книга «Anno Domini”. Примерно с середины 20-х годов я начала с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Констана и о «Каменном госте». Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести с фронта. Как и другие поэты часто выступала в госпиталях. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе... В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас. В 1962 году я закончила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года. Снова побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж. Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Ахматова была женой Н. Гумилева, но, в отличие от него, так называемой литературной борьбой не занималась. После расстрела Гумилева, арестовали их сына — Льва, которому удалось выжить и стать выдающимся ученым — востоковедом. Эта женская и материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских женщин... Родился «Реквием» - самое знаменитое произведение Ахматовой. Это плач, но плач гордый...Долго не печатались стихи Ахматовой: «В период культа личности имя мое было под запретом, ругань шла, как вода по водопроводу, при обысках снимали со стен мои портреты... Между 1925 — 1939 годами меня перестали печатать совершенно... Тогда я присутствовала при своей гражданской смерти... Мне было 35 лет...» И другое признание: «...сегодня я догадалась, в чем состоит моя вина перед человечеством, какое я совершила преступление, за которое мне не перестают мстить: я писала стихи, которые нравились людям. Это, очевидно, нельзя простить». Умерла Анна Андревна Ахматова (Горенко) в 1966 году в Домодедово под Москвой, окруженная благоговением. Её творчество отражало этапы жизни страны, она дала «голос» женщине: «Я голос ваш, жар вашего дыханья./ Я отраженье вашего лица» (стихотворение «Многим»). Чистой, внятной, живо откликающейся в людских сердцах поэзии Анны Андреевны Ахматовой предстоит долгий путь вместе с «бегом времени».

Информация

Ахматова Анна — псевдоним русской, советской поэтессы Анны Андреевны Горенко, годы жизни 1889 — 1966. Имя Анны Ахматовой — одно из немногих имен русской поэзии ХХ века, отмеченных неизменной читательской симпатией, несмотря на социально — исторические перемены, которые, казалось бы, способны были безвозвратно предать забвению этот негромко и с большими перерывами звучавший лирический голос. Это тем более примечательно, что русский читатель по глубокой традиции отдает предпочтение поэзии отчетливо и с наибольшей энергией выраженных гражданских мотивов. Поэзия же Ахматовой никогда не была на гребне общественно — политических событий, и в этом смысле ее нельзя сравнивать не только с голосом Маяковского, но и с куда более близким ей А. Блоком. Однако круг читателей и почитателей стихов поэтессы, которая и смолоду не была обойдена признанием, в последние её годы неизмеримо расширился. Литературная и жизненная судьба Ахматовой была нелегкой, и через все её испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения. Поэтическое имя Ахматовой в суммарном читательском представлении — синоним главным образом лирики любовного чувства. Тема любви в разнообразных, большей частью драматических оттенках — наиболее развитая тема стихов Ахматовой. Об этой теме мы до сих пор говорим применительно к самым разным поэтам, как бы взывая о снисходительности к ней. Между тем именно этому предмету принадлежит господствующее место в мировой лирике. Кстати, еще Чернышевским было сказано, что не от мировых вопросов люди топятся и стреляются и, что поэзия сердца имеет такие же права, как поэзия мысли. То, что столь существенно для отдельного человека, что часто определяет его судьбу, коверкая ее или награждая наивысшей человеческой радостью, не может не составлять живейшего интереса для всех. Предчувствие и зарождение любви, испытания любви, память любви, её безысходные утраты, раскаяния и «зароки» - эти и многие другие мотивы любовной темы не есть открытие Анны Ахматовой в поэзии. Её особенность в том, что лирический герой её миниатюрных стихотворных новелл — не он, как это по преимуществу было в известнейших образцах классической лирики, а она, любящая женщина, носительница бремени неразделенной или утраченной любви, с её особой женской «памятью сердца». Но это менее всего так называемая женская поэзия, или как еще говорят, поэзия «дамская», с её ограниченностью мысли и самого чувства, представленной, например, в Х1Х веке не бесталанной Е. Ростопчиной. Поэзия Ахматовой, чуждая жеманства, игры в чувство, мелочных переживаний, флирта, бездумной «бабьей» ревности и тщеславия. Её поэзии не касается даже тень пошлости — многоликого и страшнейшего врага любовной лирики. Любовь у Ахматовой не праздная причуда и не просто дань возрасту, не рассуждающей страсти. Она полна глубокого душевного содержания, она — мера личности, «повинность» человеческого сердца. «Должен на этой земле испытать/ Каждый любовную пытку». Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. И её никак нельзя назвать исключительно поэзией сердца. В целом — это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной эпохи. Главная и неизбывная тема Ахматовой — любовь — еще задолго до охлаждающей умудренности зрелого возраста осложняется и обогащается другой «повинностью» ее жизни — призванием поэта. Поэзия — высший суд. Общение поэта со своей музой — потребность не менее властная, ценность жизни не менее высокая (стихотворение «Муза»). Только в свете поэзии любовь приобретает свою подлинную сущность. В этом, может быть, и есть секрет живучести ахматовской лирики, - она на редкость жизнелюбива и человечна. Характерные черты поэтического мастерства Анны Ахматовой — благородный лаконизм, немногословная емкость речи, когда за скупыми строчками стихотворения живет возможность многих тонких подробностей и оттенков. Обязательно следует сказать о замечательных чертах поэтического мастерства Ахматовой: о её тонком чувстве русской природы, об абсолютном слухе к интонациям родной речи, о психологической точности выражения душевных движений, о сложной простоте, об особой доверительности её поэтических признаний, так подкупающих читателей. Язык её стихов — это никак не «язык цветов», не язык, специально предпочтительный для выражения «нежных чувств», а живой, часто будничный и обиходно бытовой, как бы даже нарочито прозаический: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» Поэтическая школа Ахматовой — это в первую очередь школа пушкинская, школа, откуда вышли и идут столь многие и столь разные мастера нашей поэзии. Эмоциональная сила ахматовской лирики оказала и оказывает очевидное влияние на многообразное развитие нашей поэзии. Поэтесса редко обращалась к непосредственно общезначимой в идейно — политическом смысле теме, но когда она это делала, то не снижала своей взыскательности к слову, оставалась сама собой в своей глубокой искренности и достоинстве своего неподкупного таланта. 1917 год. Смятения и колебания части русской художественной интеллигенции, отвернувшейся от Блока и Маяковского, вопли о неизбежной гибели русской культуры. Ахматова дает недвусмысленную отповедь этой «речи недостойной», оскорбляющей её «скорбный слух» истинной дочери России, не мыслящей себе жизнь вне Родины. 1942 год, тяжелейший год Великой Отечественной войны для нашей страны. Непоколебимой уверенностью, преданностью родной земле наполнены прозвучавшие тогда стихи Анны Ахматовой «Мужество»: «...Час мужества пробил на наших часах,/ И мужество нас не покинет...» Лирика Ахматовой — неотъемлемая часть нашей национальной культуры, одна из живых и не утрачивающих свежести ветвей на дереве русской поэзии. «Свежесть слов и чувства простота» - неотъемлемые достоинства поэзии Ахматовой, сообщающие ей долголетнюю неувядаемость. «Бег времени» ( последний прижизненный сборник стихотворений поэтессы) — этим названием объединила Ахматова почти все написанное ею за более чем полувековую литературную жизнь, прожитую нелегко, но честно и красиво, с достоинством подлинного таланта. Биографические данные взяты из статьи «Достоинство таланта» А. Твардовского к 1У тому Антологии «Русские поэты».

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +