Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Екатерина Вторая

Екатерина Вторая

02.05.1729 - 17.11.1796

Биография

Екатерина II Великая (Catherine II; Catherine the Great) (Екатерина Алексеевна; урожденная принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) (2 мая 1729, Штеттин, Пруссия (рождение) -17 ноября 1796, Царское Село, близ Петербурга (смерть), русская императрица (1762 - 1796 годы) немецкого происхождения. Дочь незначительного германского князя, в возрасте 14 лет была выбрана невестой будущего Петра III. Их брак был абсолютно неудачен. Поскольку невротический муж был неспособен к правлению страной, честолюбивая Екатерина рассчитывала устранить его и самостоятельно управлять Россией. После того, как Пётр стал императором в 1762, она в сговоре со своим фаворитом графом Г. Г. Орловым свергла мужа с престола (вскоре он был убит) и провозгласила себя самодержавной государыней. Её 34-летнее правление отмечено активным участием России в европейской политической жизни. Вместе со своими сподвижниками она реорганизовала администрацию и законы Российской империи, расширила российскую территорию, включив в неё Крым и значительную часть Польши. Некогда Екатерина намеревалась освободить крепостных крестьян, но вместо этого усилила крепостную систему, которую осуждала за жестокость. Екатерина отличалась энергичным интересом к широкому кругу вопросов, в её личной жизни было множество любовных связей, в том числе и с Г. В. Потемкиным. ( "Британика" "Britannica" - Настольная энциклопедия, том I, Москва, АСТ. Астрель, 2006 год).
Российская императрица Екатерина II оформила сословные привилегии дворян. При Екатерине II значительно окрепло русское абсолютистское государство, усилилось угнетение крестьян, произошла Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачёва (1773-1775 годы), Были присоединены: Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, западно-украинские, белорусские и литовские земли (по трем разделам Речи Посполитой). В это время выдвинулся ряд выдающихся деятелей: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин. В 90-х годах Екатерина II преследовала свободомыслие и активно участвовала в борьбе против Французской революции. (СЭС, Москва, "Советская энциклопедия", 1987 год).
Екатерина II выступала выразительницей интересов прежде всего российского служилого дворянства, возведшего ее на трон. Она жестоко подавила грандиозное народное возмущение во главе с Пугачёвым, принявшим имя царя Петра Фёдоровича. Положение крестьянства в ее правление не переменилось сколько-нибудь заметно к лучшему; крепостного права она не хотела (и боялась) касаться, только еще шире распространив его, щедро раздавая приближенным деревни с людьми. Она с ужасом отвергла французскую революцию и изменила прежнему молодому вольнодумству. Конец ее царствования, особенно после смерти в 1791 году Потемкина, омрачен нарастанием внутреннего кризиса в стране, сумасбродными и просто фантастическими прожектами (вроде создания Греческой империи со столицей в Константинополе, где править должен был ее внук Константин). Но оценивая в целом длительный (34 года) период правления Екатерины Великой, необходимо признать, что это была эпоха славы и могущества России, закрепившей за собой статус великой державы. Феномен Екатерины II в том, что принцесса из крошечного провинциального немецкого княжества, она сделалась государственным деятелем с огромным кругозором, дальновидным и расчетливым политиком, восхищавшим проницательного Фридриха II, владычицей "державы полумира". "Маленькая Фике", как звали ее в детстве, не получившая сколько-нибудь сносного воспитания и образования, она стала одним из образованнейших людей своего времени, разговаривала "на равных" в эпистолярном жанре с Вольтером, Дидро, Гриммом. Чистая немка по крови превратилась в истинно русскую царицу, свято соблюдавшую обычаи русского народа. Умная, необычайно работоспособная, тонко понимавшая людей и умевшая правильно подобрать помощников, Екатерина II остается в отечественной истории продолжательницей идей Петра Великого.
Дочь младшего брата маленького немецкого "фюрста" Ангальт-Цербстского, София-Фредерика-Амалия (Августа) родилась 21 апреля 1729 года в Штеттине (ныне Щецин), где ее отец генерал-майор прусской службы князь Христиан-Август, командовал полком. Мать ее - голштин-готторпская принцесса Иоганна-Елизавета, младшая сестра принца Карла-Августа, нареченного жениха цесаревны Елизаветы Петровны, умершего в Петербурге, нежные воспоминания о котором императрица Елизавета сохранила до последних дней своих. Когда при петербургском дворе искали невесту для наследника престола и советовали Елизавете выбрать невестку из самого скромного владетельного дома (которая оказывала бы должное почтение императрице и своему мужу), выбор пал на ангальт-цербстскую принцессу. В 1744 году София с матерью, под покровом глубокой тайны, прибыла в Петербург. Четырнадцатилетняя принцесса явилась в незнакомое ей общество в роли бедной невесты, с готовой программой: 1) нравиться великому князю, 2) нравиться императрице, 3) нравиться народу. Она преуспела в последнем пункте, если, понимать под "народом" дворянство, гвардейских офицеров, солдат, прислугу двора, духовенство и столичных горожан. С первых своих шагов она упорно и последовательно начала впитывать в себя все русское, подчеркивая эти приобретенные ею качества в глазах двора и общества. Кроме всего, умение нравиться было даровано Екатерине от природы. Елизавета признавала ум и обаяние цесаревны. Великий князь Петр до конца своих дней сохранил некое, почти бессознательное чувство к Екатерине - не как к женщине (тут он был совершенно равнодушен), но как к лучшему советчику, умнице, светлой голове. Великий князь, а затем император Петр III, в жилах которого текла кровь Петра Великого, каждым своим шагом оскорблял русское национальное достоинство; напротив, Екатерина во всем подчеркивала верность древним заветам и во время болезни не шутя просила врачей выпустить из нее немецкую кровь. Но Елизавета не доверяла Екатерине и с первых дней окружила ее шпионами, сторожившими каждый шаг цесаревны. Императрица немедленно отлучала всякого, кто становился сколько-нибудь близок великой княгине. В сложившейся обстановке и взвесив все "за" и "против", Екатерина решила сама стать самодержицей и шаг за шагом последовательно шла к этой цели. По словам Ключевского, "ее житейской работой стала обработка людей и обстоятельств, искусство приспособления тех и других для этого подъема... она нуждалась в других гораздо более, чем другие нуждались в ней..." "Она не раз отдавалась в руки других, но только чтобы ее донесли, куда ей хотелось и куда она не могла дойти своими ногами". Подтверждением может служить история падения в феврале 1758 года всесильного канцлера Бестужева-Рюмина, который из недругов Екатерины сделался одним из главных ее сторонников. "Бестужев признавал тогда уже, что при том положении, в каком стояли дела в русской правительственной сфере, было единственное лицо, способное, по уму и талантам, захватив в свои руки власть, укрепить расшатанную с кончиною Петра Великого Россию: - таким лицом была Екатерина" (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Н. Костомарова, т. 2). С течением времени главным для стареющей Елизаветы становится вопрос о престолонаследии; она мечтает уже передать престол не недостойному племяннику, а внуку. Между тем, по истечении нескольких лет супружества, Петр Федорович по-прежнему остается девственником. Возникла интрига, в которую вовлечены оказались канцлер Бестужев-Рюмин и фрейлина цесаревны Чоглокова, которая приоткрывает нам тайну рождения будущего императора Павла 1. "Бестужев, владея слабым умом Елизаветы, преклонил ее убеждениями своими на согласие объявить наследницею престола великую княгиню Екатерину, супругу наследника, в которой все без изъятия видели великие дарования, а его провозгласить генералиссимусом по врожденной и единственной его наклонности к делу и чину воинскому... Бестужев предложил для действия прекрасного собою, умного и отличного поведения перед прочими камергера Сергея Салтыкова. Обмануть и во всем уверить великого князя принял обязанность на себя."("Записки" А. М. Тургенева) После того, как камер-фрау и лейб-медик великой княгини доложили императрице о состоянии великой княгини "в благословенной тяжести", Салтыкова отправили послом в Стокгольм. Государыня объявила о беременности великой княгини, в церквах молились о благополучном разрешении. Секретные разговоры шли о том, что княгиня разрешилась от бремени дочерью; одни утверждали - живою, другие спорили, что дитя было мертвое. Что наскоро было сыскано новорожденное дитя в селе Гатчине и заступило место рожденного великою княгинею.
В истории политической, и в истории нашей словесности фигура Екатерины II неординарна, роль ее велика, всесторонняя. Дочь своего времени, она осталась верна избранной ею с первых шагов русской идее.
Из вступительной статьи Олега Михайлова.

Информация

В Ленинграде, на Невском, перед дивным зданием бывшего Александринского театра зодчего Росси, стоит памятник Екатерине II. Его создатели - замечательные скульпторы М. О. Микешин и А. М. Опекушин. Вблизи фигуры Екатерины Великой скульпторы разместили бронзовые изваяния ее сподвижноков: великого полководца Суворова и великого поэта Державина, первого президента Российской Академии наук Воронцова-Дашкова и основателя Академии художеств Бецкого, славных военачальников Румянцева-Задунайского и Орлова-Чесменского и Потёмкина-Таврического. Скульптура лишь последнего из этого списка была скульптурой "наперсника" императрицы. Впрочем, не ею был создан институт фаворитов.
По словам Ключевского, отец ее был строгий лютеранин, а мать неуживчивая, ходячая интрига, воплощенное приключение; ей было везде хорошо, только не дома. На своем веку она исколесила почти всю Европу, служила Фридриху Великому по-таким дипломатическим поручениям, за которые стыдились браться настоящие дипломаты, заслужила этим большой решпект со стороны великого короля, не заслужив денег, и незадолго до воцарения дочери умерла в Париже в очень жалком положении. В воспитании дочери она придерживалась самых первобытных педагогических приемов. Екатерина приучена была, что за всякий промах могла ждать от матери пощечин. Восемнадцать лет жизни Екатерины, до ее воцарения на российском престоле в 1762 году, можно было назвать сплошным кошмаром. Обезображенный оспой, почти всегда пьяный, малоразвитый и чудаковатый Петр Федорович на каждом шагу огорчал и оскорблял жену своими дикими выходками. Трудно было бы нарочно придумать такие два характера-антипода, как Петр Федорович и Екатерина. Даже внешне они казались несовместимыми: он - длинный, с маленьким, злобным и довольно живым лицом, в смешном прусском наряде; она - крепкая и здоровая, с гордой поступью и приятным станом, с открытым лицом, с каштановыми волосами и черными глазами, которые, отражая свет, приобретали голубоватый оттенок, с ослепительно белой кожей. Он болтлив, непоследователен, вспыльчива; она внимательна, кротка, скрытна, внешне послушна, с огромной внутренней работой ума и сердца. Контраст духовный был еще более заметен, чем контраст физический. В то время как муж играл в солдатики и судил военно-полевым судом крыс, приговаривая их к повешению, а во время православного богослужения, в церкви, показывал язык священникам, жена читала Плутарха, Монтескье, Вольтера, Тацита, Бейля и управляла за него Голштинским герцогством. Екатерина постоянно занималась самоанализом. И в пятнадцать и в шестьдесят лет она обращалась к своей личности и судьбе, ее первая автобиографическая рукопись "Набросок начерно философа в пятнадцать лет". Ее "Записки" - это автопортрет, не менее верный, чем парадные парсуны кисти Левицкого и Боровиковского. Даже, более глубокий и реалистический. Помимо самоанализа, оценки собственных способностей и возможностей, Екатерина дает в "Записках" (которые охватывают период от ее юности до воцарения на троне) выпуклую и подробную картину жизни русского двора и общества, нравов и обычаев дворянства. Это целый исторический срез почти за два десятилетия. "Двор Елизаветы как в зеркале", - сказал Н. М. Карамзин. "Записки" дают нам возможность увидеть жизнь елизаветинского двора "изнутри", почувствовать обстановку интриг, причудливого смешения осколков петровского царствования и старорусской, допетровской стихии.
Сама Екатерина, со свойственной ей трезвостью и самокритичностью писала о себе что, "никогда не считала свой ум творческим". В 1970-е годы фирма "Мелодия" выпустила несколько долгоиграющих дисков, которые знакомили слушателей с полузабытой русской музыкой ХVIII века. Были там записаны и женские хоры из музыки В. Пашкевича к пьесе "Начальное управление Олега": "Перекатно красно солнышко...", "По сенечкам, сенечкам...", "Ты расти, чадо милое..." Не указывалось только, кто автор стихов и пьесы. Этим автором была Екатерина. Художественные произведения Екатерины отмечены не только широтой привлекаемого материала и жанровым разнообразием, но и стремлением к русскому началу, к фольклорным и летописным источникам, а также к живому, разговорному просторечию. Екатерине, при ее слабости в правописании, остался не чужд внутренний дух русской речи. Она старалась освоить не только русский язык, но и славянский, читала летописи, от книжной литературы перешла к словесности народной, изучая дух и нравы русского народа в его пословицах, песнях и сказках. Несмотря на свои "грешные падежи", Екатерина, урожденная немецкая принцесса, несравненно более была подготовлена к деятельности на почве русской литературы, чем многие образованные русские, воспитывавшиеся на иностранных языках и нередко в понятиях пренебрежения к русской народности и к русскому языку, а высокий ум и мощный характер Екатерины придали ее литературной деятельности свой отличительный характер.
В ряде своих произведений Екатерина разрабатывала просветительные идеи ХVIII века. Таковы мысли о воспитании, заимствованные у Монтеня и Локка и изложенные сперва кратко в одной из глав "Наказа", а затем развернутые в аллегорических сказках "О царевиче Хлоре" (1781), что подвигло Державина на написание знаменитой оды Фелице, и "О царевиче Февее" (1782). Сказки эти, а также "Записки касательно российской истории" были предназначены внукам Александру и Константину, воспитанием которых до семи лет царица занималась лично и составила для них целую учебную библиотеку.
Интересны исторические пьесы императрицы "Из жизни Рюрика", "Начальное управление Олега". либретто комических опер "Новогородский богатырь Боеслаевич" и "Горе-богатырь Косометович". Знакомство с Шекспиром подвигло ее на переделку "Виндзорских кумушек".
Своим глубоко практическим умом императрица постигала всю непригодность разных "высоких" и "средних" слогов, старалась писать как можно ближе к простой разговорной речи, превосходя в этом многих современников. Свои воззрения она выразила в "Былях и небылицах", в "Завещании", где советует писателю "думать по-русски", "красноречия не употреблять, разве само собою на конце пера явится", "слова класть ясные и буде можно самотеки". Главным образом даются предостережения против "скуки". В этом отношении несомненно наиболее удачны ее комедии, где особенно ярко проявились достоинства Екатерины-писательницы. К жанру комедии императрица-писательница обращается в период 1769 - 1783 годов, стремясь поднять национальный театр. "О. время!", "Именины г-жи Ворчалкиной", "Передняя знатного боярина", "Госпожа Вестникова с семьею", "Невеста-невидимка", "Вот каково иметь корзину и белье", "Расстроенная семья осторожками и подозрениями". Комедии написаны по образцу французских современных ей комедий, в которых слуги являются более развитыми и умными нежели господа. Осмеянию выводятся русские общественные пороки, а представлены - русские типы. Екатерина разрабатывала в своих комедиях такие пороки как: ханжество, суеверие, дурное воспитание, погоня за модою, слепое подражание французам. Особняком в творчестве Екатерины стоят ее три комедии, высмеивающие массонов: "Обманщик", "Обольщенный" и "Шаман сибирский". Чуждая мистики императрица отвергает массонство, которое широко распространяется в России. В 1792 году массонство подверглось решительной чистке; критика словом уступила место критике "делом".
Из вступительной статьи Олега Михайлова.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +