Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Блок Александр Александрович

Блок Александр Александрович

16.11.1880 - 07.08.1921

Биография

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего Х1Х века. И его именем открывается первая страница истории русской советской поэзии. Родился Блок в 1880 году, 16 ноября по старому стилю, умер 7 августа 1921 года. Писать стихи он начал в конце девяностых годов и окончательно сложился как поэт накануне революции 1905 года. Полного расцвета и наиболее широкого размаха его творчество достигло после 1907 года. За двадцать лет, что отделяют первые серьезные стихи Блока от всемирно известной поэмы "Двенадцать" и "Скифов", содержание его поэзии и его творческая манера претерпели глубокие изменения. Отрешенный от реального мира лирик, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно великого национального поэта. Если сравнивать юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться даже, что перед нами два разных поэта. Его ранние стихи, похожие на торжественные молитвы, говорят об интимных переживаниях уединенной души. А спустя тринадцать лет он пишет просто, отчетливо и вместе с тем глубоко о судьбе России. Сам поэт очень верно сказал о своей жизненном и творческом пути, что это был "путь среди революций". "Не может сердце жить покоем!" - восклицал Блок, и все его зрелое творчество проникнуто чувством тревожного ожидания "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей". По происхождению, семейным и родственным корням, кругу друзей Александр Блок принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе. Все его ближайшие родственники были либо учеными, либо литераторами: отец - профессор - юрист Варшавского университета и философ, дед - профессор - ботаник, бабушка, мать, две тети, двоюродная бабушка - писательницы и переводчицы. Женат он был на дочери великого ученого Д. И. Менделеева. Родился Александр Александрович Блок в стенах Петербургского университета, в так называемом "ректорском доме" (дед его А. Н. Бекетов, был в это время ректором), а будущего поэта на руки приняла его прабабка, знавшая еще друзей Пушкина. Родители Блока разошлись сразу после его рождения. Рос и воспитывался он в семье деда А. Н. Бекетова в обстановке хорошо благоустроенного петербургского барского дома и в "благоуханной глуши" маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский, Салтыков - Щедрин бывали в этом доме как добрые знакомые. Здесь еще помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым. Все в бекетовском доме, начиная с деда ботаника, писали и переводили в стихах и в прозе. Естественно, что и Сашура (так называли Блока в семье) начал сочинять чуть ли не с пяти лет. А немного позже он уже издавал рукописный журнал. Лет с шестнадцати Александр стал писать всерьез, но еще долго не показывал своих работ никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась самым близким ему человеком, и он часто повторял: "Мы с мамой - почти одно и то же". В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж - за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Здесь его окружал своеобразный пейзаж, отразившийся в ранних его стихах: река, по которой проплывали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад, частокол дымящих фабричных труб на другом берегу реки. Когда Саша поступил в гимназию, он рассказывал как "первый раз в жизни из уютной и тихой семьи" попал "в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков". Сам он был тихим ребенком, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин - матери, теток, бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца ученья. Вообще, как он сам говорил, "жизненных впечатлений" у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с "грубой жизнью". В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии. Спустя много лет, снова побывав в Бад-Наугейме, он как бы заново пережил свою первую любовь и посвятил воспоминанию о ней целый цикл стихов "Через двенадцать лет", одну из жемчужин своей лирики. В 1898 году гимназия была окончена, и Блок "довольно безотчетно" поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, убедившись что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно - русское отделение историко - филологического факультета, которое и окончил в 1906 году. Университет, как и гимназия, не оставили заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и запросы его с ранней юности лежали совсем в другой плоскости. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром, участвовал в любительских спектаклях, прослыл хорошим декламатором и мечтал о поступлении на большую сцену. Но с 1901 года театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это - лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. Блок погружается в изучение творений древнегреческого философа Платона, учившего, что кроме реального мира, есть еще "сверхреальный", высший "мир идей". Им целиком овладели "острые мистические переживания", "волнение беспокойное и неопределенное". Он начал видеть тревожащие душу "знаки". Блок был не одинок в подобных ощущениях и настроении, они были характерны для целого круга тогдашних молодых людей. Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьева, "углубившего" учение Платона о "двоемирии", оказавшего большое влияние на русский идеализм и символизм. Прошли годы прежде чем поэт сумел различить реальное содержание "окружающей тревоги" и оборотиться лицом к действительности от выдуманной жизни. Конечно, и в ранних стихах Блока звучит звонкий голос, славящий радость и прелесть земного бытия. Начиная с 1898 года Блок пережил на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любови Дмитриевне Менделеевой), которая впоследствии стала его женой. Можно сказать, все юношеские стихи Блока (и многие позднейшие) говорят об этой любви. Поэт творил некий миф о божественной Прекрасной Даме - в образе которой сквозят "земные", реальные черты его возлюбленной. "Ей было пятнадцать лет. Но по стуку/ Сердца - невестой быть мне могла./ Когда я, смеясь, предложил ей руку,/ Она засмеялась и ушла..." В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились в августе 1903 года.

Информация

В первые годы после начала ХХ века Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года - почти одновременно в петербургском журнале "Новый путь" и в московском альманахе "Северные цветы". Он сближается в символистами в Петурбурге с Д. Мережковским и З. Гиппиус и в Москве с В. Брюсовым. Но особенно близок тогда оказался Блоку московский кружок последователей В. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, прозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание. В конце 1904 года в символистском издательстве "Гриф" вышла в свет первая книга Блока - "Стихи о Прекрасной Даме". Ко времени появления книги Блок уже довольно далеко отошел от ее тем и настроений. Наступил кризис его религиозно - мистического мировоззрения. Он уже тяготился своей отчужденностью от реальной жизни, пытаясь вглядеться в неё. Стихотворение "Фабрика", написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока. Общественный подъем накануне 1905 года захватил и Блока. Поэт впервые обращается к социальной теме, причинах обрекающих человека на тяжелый труд и душевные страдания. В дальнейшем ноты горячего сочувствия простым людям и праведного гнева в стихах Блока звучат все громче. Революция 1905 года в сильной степени прояснила его художественное и идейное зрение. Он увидел активность народа, его волю в борьбе за счастье и свободу, в самом себе открыл "гражданина", впервые ощутил чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело. Прежнее безразличие к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События этого времени отразились в целом ряде произведений Блока. Годы 1906 - 1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, имя его приобретает достаточно широкую известность. Он сотрудничает в журналах и газетах как поэт, драматург, критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике. Постановка его маленькой пьесы "Балаганчик" в театре В. Ф. Комиссаржевской в декабре 1906 года стала крупным событием тогдашней театральной жизни. Одна за другой выходят книги Блока - сборники стихов "Нечаянная радость" (1907), "Снежная маска" (1907) "Земля в снегу" (1908), сборник "Лирические драмы" (1908). В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока "Песня Судьбы" (постановка ее на сцене не осуществилась). В годы реакции после поражения первой русской революции Александр Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. Он настойчиво ищет новые пути. Из мира бесплотной мечты и фантазии он окончательно переходит в мир действительности, который одновременно и влечет и страшит его. Главной темой его творчества становится - Россия. Внимание его сосредоточено на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Он утверждал, что только с народом "все пути", что народ является единственным источником всякой "жизненной силы". В 1907 - 1908 годах определился глубокий разлад его почти со всей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво Блок идет своим путем. Обращение поэта к большим и серьезным вопросам, выдвинутым самой жизнью, сопровождалось стремительным ростом его поэтического мастерства. Он обращается к животворным традициям русской и мировой классической поэзии, внося в нее своё, самобытное, новое. Он стремится сделать стихотворную речь прямой, ясной и точной и достигает на этом пути замечательных успехов, ничего не теряя из свойственной ему тончайшей музыкальности. Характерно настойчивое стремление Блока выйти за пределы только лирической поэзии - создать большие, монументальные повествовательные и драматические произведения - поэма "Возмездие", начатая в 1910 году и незаконченная; драма "Роза и Крест", написанная в 1912 году. Все это время Блок продолжал жить в Петербурге, на летние месяцы уезжая в свое любимое Шахматово. В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл "Итальянские стихи" - лучшее, что есть в русской поэзии об Италии. В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин), в 1913 году - опять Париж и Бискайское побережье Атлантического океана. Заграничные впечатления отразились в стихах, в поэме "Соловьиный сад" и картины средневековой Бретани в драме "Роза и Крест". В 1911 году вышел четвертый сборник стихов Блока "Ночные часы", трехтомное "Собрание стихотворений" (1911 - 1912), "Стихи о России" (1915), в 1916 году - четырехтомник "Стихотворений" и "Театра". Весной 1914 года осуществлена театральная постановка лирических драм Блока "Незнакомка" и "Балаганчик". Готовилась постановка драмы "Роза и Крест". В годы империалистической войны, накануне революции Блок бесспорно занял положение первого поэта страны. В литературной среде его имя было окружено почетом и уважением, число читателей неуклонно росло. Силой дарования и глубиной своих раздумий он превосходил всей современных поэтов и встал вровень с великими лириками прошлого. В жизни был он прост и человечен. Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. Любил копать землю, пилить деревья, что-нибудь мастерить по хозяйству в своем Шахматове. "Работа везде одна, - говаривал он, - что печку топить, что стихи написать". Таким Блок встретил первую мировую войну. Она ужаснула его своим антинародным, корыстно - грабительским характером. Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженерно - строительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении самодержавия. "Произошло чудо и, следовательно, будут еще чудеса", - твердил Блок. Вот это и было для него главным - нетерпеливое ожидание новых,еще более удивительных событий. В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чрезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним "гигантскую помойку" самодержавия. на материалах допросов и показаний он написал документальную книгу "Последние дни императорской власти". После Февральской революции Блок все больше прислушивается к лозунгам большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира...", верит в то, что "захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране". С первых же дней Октября он открыто и честно определил свою общественно - политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. Он сразу пошел работать с большевиками, принял живое и деятельное участие в строительстве новой, социалистической культуры. Блок создает поэму "Двенадцать" - лучшее его произведение, закончив которое, он, обычно беспощадно строгий к себе, сказал: "Сегодня я - гений". В ней образы освобожденной революционной Родины и Октябрьской революции как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. В написанных тогда же "Скифах" Блок вернулся к теме исторических путей и судеб России, волновавших Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова. Он поднял голос в защиту и прославление новой России, увидев в ней облик грядущего мира. Есть глубокий нравственный смысл в том, что на рубеже двух миров русская поэзия устами Александра Блока обратилась ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с "ужасами войны" и сойтись "на братский пир труда и мира". После "Двенадцати" и "Скифов" поэтическое творчество Блока оборвалось, если не считать немногих стихотворений написанных на случай, и попыток завершить поэму "Возмездие". Сам он надеялся, что вернется к поэзии, но надеждам его не суждено было осуществиться. Блок много работал, но писал уже не стихи, а статьи, очерки, рецензии, заметки по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он трудился в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в учрежденном М. Горьким издательстве "Всемирная литература", в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов (был выбран первым его председателем). Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока в Петрограде и в Москве - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов. В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался. Смерть Блока поразила всех. Кто-то точно сказал, что "Блок умер от смерти". Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +