Авторы / Есенин Сергей Александрович
Сергей Александрович Есенин - русский советский поэт, 21 сентября 1895 - 28 декабря 1925 - даты жизни. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народного характера. В 1919 - 1923 годах входил в группу имажинистов. Сложности поэтического развития Есенина отразились в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Чёрный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборник "Русь Советская" (1925) - осознание поэтом правды революции, искреннее принятие социалистических преобразований в жизни деревни и общества в целом. Драматическая поэма "Пугачёв" (1921).
"Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября (по старому стилю) в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости", в селе Константиново.
Ныне изба Есениных в селе Константинове, где родился будущий поэт, и амбар, в котором он, приезжая в родное приокское село, работал над своими стихами и поэмами, являются частью мемориального музейного комплекса Сергея Есенина. В них развернут музей...
Есенин подчеркивал автобиографическое значение своих стихов. "У меня отец - крестьянин, ну,, а я - крестьянский сын", - с чувством достоинства и гордости за тружеников земли напоминал он в стихотворении 1925 года, когда за плечами у него был не один сборник стихов, а популярность его как поэта настолько выросла, что в Государственном издательстве началась подготовка собрания сочинений Есенина (три из четырех томов были подготовлены им самим). Никогда он не терял связи с родным краем. Любовь к родине, которую Есенин считал главной темой своей поэзии, соединяла для него прошлое и настоящее в образе Руси.
Начав писать стихи еще в раннем детстве, Есенин стал печататься более или менее профессионально с 1915 года, а первая его книжка стихов "Радуница" вышла в свет в 1916 году. Весь его творческий путь укладывается в десять лет. Если вспомнить, что это бурное десятилетие вместило в себя первую мировую войну, Великую Октябрьскую революцию, гражданскую войну, совершенно новое мироустройство в родной стране, то можно представить себе, каково же было напряжение жизни поэта. Этот отрезок времени, небывалый по взлету энергии раскрепощенных творческих сил народа, оказался достаточным для "крестьянского сына" Сергея Есенина, чтобы развернуться в большого русского поэта, одного из самых ярких основоположников советской поэзии.
Он не изменил своим детским впечатлениям, воспоминаниям о той земле, которая его вырастила, об "отчих полях", о Руси уходящей. Есенин называл себя: "я последний поэт деревни".
Прощание с прошлым было не только горестным, но и радостным. Человек будущего в поэзии Есенина не оторван от своей почвы в прошлом, от своей почвы в буквальном смысле слова, которой для крестьянина является земля.
Поэзия Есенина со всеми своими противоречиями вышла далеко за рамки "крестьянской темы", стала неотъемлемой частью духовной жизни России.
Родители Есенина, простые крестьяне, отец - Александр Никитич и мать - Татьяна Фёдоровна, до конца своей жизни оставалась неграмотной. Родители хотели дать сыну образование и мечтали, чтобы он стал сельским учителем. С двух лет Сергей был отдан на воспитание зажиточному деду по матери, где он получил суровое крестьянское воспитание в компании трех взрослых неженатых сыновей деда, дядей Сергея Есенина. Бабушка нежно любила внука. Мать поэта, Татьяна Федоровна, была замечательной песенницей; многое из ее песен, которые она пела за любой работой, запало в его душу и отозвалось потом в стихах. Живя под присмотром бабки и деда, мальчик наслушался песен, сказок, духовных стихов, которые будили его воображение и желание "сочинять". "Читать начал с 5 лет", - сообщает Есенин в одном из автобиографических набросков. Дальше было то систематическое образование, которое мог получить деревенский мальчик в старое время. В селе Константинове с давних пор имелось земское четырёхклассное училище, которое Есенин и окончил "с похвальным листом" в 1909 году. Есенин там выделялся любовью к чтению, декламировал стихи Некрасова, Кольцова, Никитина, известен был как "сочинитель". Продолжил образование в Спасс-Клепиках, не очень дальнем селе, где была церковно - учительская школа, которую Есенин и закончил в 1912 году.
Семнадцатилетним юношей Есенин оказался в Москве. Стихи стали постоянными спутниками его жизни, когда он в поисках заработка нашел себе место "подчитчика" (корректора) в типографии Сытина. Рабочие стали привлекать юношу к своим делам. Новые веяния рабочей среды нашли отражение в стихотворении "Кузнец" (1914), которое появилось в газете "Путь правды" (Под таким названием тогда выходила большевистская газета "Правда"). Оно очень боевое, призывное. Это стихотворение не характерно для есенинского стиля, который начал складываться с первых же его стихов.
Желая углубить свое образование, Есенин поступил в конце 1913 года на историко - философское отделение Московского народного университета имени Шанявского, созданного на общественных началах, чтобы помочь овладеть культурой выходцам из народной среды. Есенин посещал университет года полтора (1913 - 1915). Это были годы ярких, щедрых дебютов молодого поэта. Среди них выделяется целая серия внутренне связанных между собой стихов, посвященных животным: "Корова", "Табун", "Лисица" и такой шедевр, как "Песнь о собаке".
Стихи Есенина охотно печатают петроградские журналы и газеты, и сам поэт, оставив службу в типографии, все чаще появляется в столице по своим литературным делам. Шел третий год первой мировой войны. Представители «мужиковствующей» интеллигенции заигрывали с народом. В Есенине с выходом его первой книги «Радуница» они хотели видеть «народный златоцвет», старательно поддерживая в «самородке» те религиозные настроения, которые впоследствии поэт называл «протухшими». Сметливый и талантливый юноша, по своему образованию сельский учитель, то есть деревенский интеллигент, вольнослушатель университета Шанявского, разгадал ту подставную роль, которую навязывала ему барская среда эстетов. Однако Есенин сразу не смог вырваться из плена своих идейных опекунов. Он и сам сознательно стилизовал свое поведение под ту народную «экзотику», которой от него ждали. В петербургском декадентском салоне Мережковского и Гиппиус Есенин появился в 1915 году в голубой шелковой рубашке, черной бархатной безрукавке и даже в лаптях. Маяковский, встретив его там в таком наряде, ему «не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским», - вспоминает Маяковский. - «Как человек, уже в своё время относивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи: «Это что же для рекламы?» Хотя ироничное замечание Маяковского было очень метким, но конечно, оно не схватывало сущности тех противоречий, которые владели Есениным.
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - написал он в автобиографии. В поэзии Есенина «крестьянский уклон» прежде всего в противопоставлении деревни городу, в страхе перед «скверным гостем», «железным гостем» - так называет поэт машину на крестьянских полях. «Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?» - обращается поэт к «красногривому жеребенку» из знаменитого «Сорокауста».
И в то же время Есенин чувствовал себя своим среди большевиков. Всю свою религиозную мифологию он настроил теперь на воспевание Октября. Восставая против своих прежних наставников, он бросил им в лицо свои крылатые строки: «Небо — как колокол,/ Месяц — язык,/ Мать моя — родина,/ Я — большевик».
На Есенина было много нападок, но он чувствовал свою правоту. Перед ним был великий пример Александра Блока. В своем стихийном чувстве Руси и в складывании своего поэтического стиля Есенин во многом шел за Блоком, сохраняя глубокое своеобразие. Социализм был для него рай, «ибо рай в мужицком творчестве, - как писал он, - так и представлялся, где нет податей за пашни.»
«Мир таинственный, мир мой древний» его образов деревни никак не соответствовал суровой действительности революции, которая совершала в это время свой поворот к нэпу. Это был самый трудный, мучительный период жизни поэта. С женой, артисткой З. Н. Рейх, он расстался. Встретившись с танцовщицей Айседорой Дункан, приехавшей из Соединенных Штатов в Москву в конце 1921 года, Есенин увлекся знаменитой артисткой, пытавшейся протестовать своим искусством против ханжества буржуазной морали и эстетики, и женился на ней. Работать ему стало не легче, а труднее. Многое и многое мешало ему.
Он входил в группу имажинистов, одну из пестрых поэтических группировок тех лет. В литературной судьбе Есенина имажинизм, провозгласивший «образ» - метафору основным средством поэтической изобразительности, был явлением наносным, чужеродным. Истоки есенинской образности восходят к народной поэзии, к поэтическим воззрениям на природу. Есенин скоро отошел от имажинизма, этой «формальной школы», которая, по его словам, «не имела под собой почвы и умерла сама собой».
Друзья Есенина по литературной группе имажинистов не столько помогали ему в литературной работе, сколько использовали его популярность в своих интересах и, злоупотребляя его слабостью, спаивали его, создавая вокруг него обстановку богемы. Настроения гибели, упадка, отхода от общественных интересов отразились в цикле стихов «Москва кабацкая». Есенин говорил в них от лица человека, потрясенного революцией. В «Москве кабацкой» - чувство отверженности и страшного равнодушия: «Наша жизнь — простыня да кровать. Наша жизнь — поцелуй да в омут». И тут же отчаянные попытки выбраться из омута, восславить истинное чувство любви, которому посвящены очень сильные сложные и противоречивые произведения его лирики. Жажду вырваться из-под власти «мрачных сил» подчеркивало заключавшую «Москву кабацкую» стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...»
Событием для Есенина стал его выезд за рубеж в сентябре 1922 года — дело в ту пору очень непростое и редкое, поскольку дипломатические отношения Советского Союза с другими странами не были еще отлажены. Есенин был первым советским писателем, оказавшимся в Америке после Октябрьской революции. Поэт объездил с Айседорой Дункан почти все штаты Америки по маршруту выступлений знаменитой танцовщицы. «В 22 г. вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он в автобиографии. Вернувшись на родину в начале августа 1923 года, Есенин заявил, что «зрение его переломилось, особенно после Америки». Оценив мощь иноземной техники, он «вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит на соломе телок или свинья с поросятами. «Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны», - сказал Есенин в стихотворении, написанном в последний год его жизни. Незадолго перед тем он опубликовал одну из своих лучших поэм — светлую «Анну Снегину», посвященную деревне в разгар революционных событий 1917 года.
Тем не менее, Есенин не расстается с сомнениями: «Я не знаю, что будет со мною... Может в новую жизнь не гожусь». Раздирающие поэта противоречия, воплотились с огромной выразительностью в трагической поэме «Черный человек». Это больная и ожесточенная сатира, направленная и против иных его «поклонников» и против самого себя.
В последний год жизни на лице Есенина современники замечали мистические знаки скорого конца. Один из них вспоминал: «Есенин заметно увядал. Лицо его, прежде светлое и жизнерадостное, подернулось мглистыми, печальными тенями... Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем».
Есенин с горечью осознал, что все его попытки с сочувствием встретить новый строй внутренне ему чужды и несовместимы с его душой. На родине он видит колокольню без креста», выброшенные сестрами — комсомолками иконы. «Здесь жизнь сестер,/ Сестер, а не моя» - заявляет поэт печально.
В последний год жизни, Есенин не один месяц проводил в клинике. О нем заботились несколько преданных друзей и Софья Андреевна Толстая, внучка Льва Николаевича Толстого, ставшая женой поэта в сентябре 1925 года. В конце декабря 1925 года Есенин ушел из клиники, где он находился около месяца и выехал в Ленинград. 28 декабря в гостинице «Англетер» он покончил жизнь самоубийством.
«Умер великий национальный поэт», - написал о нем в некрологе Алексей Толстой.
Поэзия Есенина, грустная и размашистая, щемящая и озорная, нашла свое место в душах современников. Созданные им образы, сохранили всю свою пленительность. Во всем — и в пронзительной лирике своего прощания с прошлым, и в той силе, с какой он возносил славу Руси советской, он выразил какую-то важную часть опыта своих современников, восторги и муки рождения нового человека.