Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Гайдар Аркадий Петрович

Гайдар Аркадий Петрович

09.01.1904 - 26.10.1941

Биография

Аркадий Петрович Гайдар (родился 9 января 1904 во Льгове Курской области - погиб 26 октября 1941 года, похоронен в Каневе, где установлен памятник писателю), настоящая фамилия Голиков - советский писатель, один из основоположников детской советской литературы. Награжден двумя орденами и медалями. Гайдар - слово, которое означает "всадник скачущий впереди". Любимый писатель Аркадий Петрович Гайдар в первые дни Великой Отечественной войны был послан на фронт спецкором "Комсомольской правды". Попав в окружение, оказался в тылу врага, стал пулеметчиком партизанского отряда, был сражен фашистской пулей туманным октябрьским утром 1941 года возле украинского села Леплява. Ему шел тридцать восьмой год. Вся сознательная, "взрослая" жизнь писателя - бойца, будто пограничными вехами, отмечена двумя крупнейшими событиями мировой истории ХХ столетия: Великой Октябрьской социалистической революцией и Великой Отечественной войной. Это было особое время. Оно было словно спрессовано неудержимым молодым напором. Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Сын народного учителя Петра Исидоровича Голикова и учительницы Натальи Аркадьевны Сальковой, Аркадий учился в реальном училище в тихом купеческом Арзамасе. Но после событий семнадцатого года, на разных фронтах гражданской войны за Советскую власть сражались его отец и мать. И сам он четырнадцати лет вступил в Красную Армию. В пятнадцать был тяжело ранен в бою. А в семнадцать командовал полком, громившим контрреволюционные банды. Революция нуждалась в характерах героических. И они раскрывались с небывалой силой и массовостью. Герои были нужны не только в боях. Время не ждало. Время торопило. И охваченные великим энтузиазмом, люди взрослели стремительно, работали за двоих, за троих. И если написанный двадцатилетним Гайдаром (такой псевдоним выберет себе Аркадий Голиков к началу тридцатых годов, и он навечно войдет в нашу литературу) рассказ "Р. В. С." по сей день удивляет нас зрелостью писательского мастерства, то объяснение этому надо искать, конечно, не в одной природной литературной одаренности автора, а и в том, что за его плечами уже была к тому времени суровая и немалая по времени школа житейского, революционного, боевого опыта. С какими только людьми не сводила в те годы юношу Голикова переменчивая солдатская судьба, каким опасностям не подвергала, в какие края необъятной страны не забрасывал его непреложный военный приказ! Украина, Тамбовщина, Сибирь...Жизнь как бы срослась с армией. Еще в Сибири, в коротких перерывах между боевыми операциями, Аркадий Петрович пишет свою первую книгу "В дни поражений и побед", он мечтает об учебе в военной академии, о том, чтобы остаться в Красной Армии навсегда. Последствия тяжелых ранений помешали этой мечте осуществиться. Но и уволенный в запас по состоянию здоровья,Аркадий Гайдар не признал себя демобилизованным. Он был бойцом по натуре, по духу. Он лишь сменил род оружия. Винтовку со штыком заменило отточенное перо. Меткий выстрел - меткое и горячее, как летящая в цель пуля, слово журналиста, писателя. В разные годы Гайдар был корреспондентом пермской газеты "Звезда", свердловского "Уральского рабочего", московского "Красного воина", архангельской "Волны", хабаровской "Тихоокеанской звезды"... И вновь перед ним распахивались пространства Родины: от Урала и Средней Азии до Закавказья, от северного русского Поморья до уссурийской тайги, омываемой волнами Тихого океана. Вчерашние воины становились созидателями - хлеборобами, добытчиками угля, леса, стали, строителями. И в своих очерках, корреспонденциях Гайдар немало писал об этих людях, возвеличивая их трудовой подвиг. как и в годы гражданской войны, он видел перед собой одну главную задачу: помогать народу в его борьбе за новую жизнь. А это означало: по-прежнему бескомпромиссно бороться со всем, что вставало на пути к осуществлению народного идеала. Своим творчеством Гайдар утверждал, что ненависти не место в человеческом сердце. Ненависть - это оружие борьбы с врагом. И оно бывает особенно грозным и метким лишь в том случае, если сердцем человека владеет любовь. Любимый жанр Гайдара - журналиста - фельетон. Его фельетоны нацелены против новоявленных бюрократов, ловкачей - стяжателей, демагогов - приспособленцев. Внешне фельетоны и газетные очерки Гайдара мало напоминают его прозу. Гайдар - журналист писал по горячим следам событий, о сиюминутном. Очерки, фельетоны вмешивались в жизнь непосредственно. Из фактов возникала проблема, которая требовала немедленного решения - административного или общественного. Прозу Гайдар понимал как беллетристику. Ему хотелось прежде всего увлечь читателя так, как увлекали его самого книги, прочитанные им в школьные годы. Борясь оружием слова против примазавшихся мещан, равнодушных чинуш, разгильдяев и жуликов, писатель ясно отдавал себе отчет в том, что этих людей можно разоблачить, но вряд ли возможно сделать другими. А воспитать в растущем человеке новую личность, одухотворенную благородными идеалами и стремлениями, не только возможно, но и необходимо. Гайдар обращался к юным читателям потому, что это был наиболее плодотворный путь воздействия книги на читателя, а значит на саму жизнь. В детской литературе 30 - х годов вместе с Гайдаром работали многие замечательные писатели. Крепкая многолетняя дружба связывала Аркадия Петровича с К. Паустовским и Р. Фраерманом. Тема гайдаровской "Школы" созвучна "Кондуиту" и "Швамбрании" Л. Кассиля, "Гимназии" К. Чуковского, роману В. Катаева "Белеет парус одинокий". В ряд с "Дальними странами" можно поставить "Кара - Бугаз" и "Колхиду" К. Паустовского, "Тансык" А. Кожевникова, а с "Военной тайной" и "Судьбой барабанщика" - книги Л. Кассиля "Черемыш, брат героя" и "Великое противостояние", роман В. Каверина "Два капитана". Проза развивалась в тесном взаимодействии с поэзией - со стихами В. Маяковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова. Сейчас трудно в это поверить, но при жизни Гайдара находились критики, считавшие, что он пишет сентиментально. Очевидно, за сентиментальность принимались глубокий лиризм и проникновенная человечность гайдаровских книг - одно из наиболее выразительных проявлений их жизнеутверждающего пафоса. Центральная мысль "Дальних стран" и "Военной тайны", "Судьбы барабанщика" и знаменитого "Тимура и его команды", лирических "Чука и Гека" и "Голубой чашки", весь словесный рисунок которых так напоминает тончайший узор на хрупком фарфоре, - это мысль о любви и доверии между родными и друзьями, старшими и младшими, между людьми вообще. Это мысль о единстве поколений, которое может быть настоящим и прочным только в том случае, если мост наводится с обеих сторон. Гайдар всегда против педагогики "ближнего прицела", не видящей коренной разницы между знаниями и убеждениями. Пионервожатая Натка Шагалова из "Военной тайны" рассказала ребятам сказку про Мальчиша - Кибальчиша. Она - настоящий воспитатель. ей открыто то, что важно не услышать о подвиге, а пережить его. Любые знания - бесполезный, а иногда и опасный груз, если он доверен человеку, чувства которого не развиты, примитивны. Человечность - это союз просветленного ума и чуткого сердца. Человечности, по Гайдару, надо учиться. Гайдар любил песни. В его книгах - песенный ритм. Проза его часто напоминает стихи - так она музыкальна и лирична. И в каждом его произведении звучат песни. Их поют ребята и взрослые. Иногда писатель только рассказывает о песне. Иногда приводит слова. Популярные, широко известные. Или те, которые сочинил сам. Смысл песен всегда перекликается с тем, о чем говорится в книге. По тому, что и как поют персонажи Гайдара, мы можем судить об этих людях. В "Судьбе барабанщика" Сережа просит отца петь ему солдатские песни. А отец поет романсы. "Это не солдатская песня!" - спорит сын. Но отец упрям. И сын понимает его. "Я знаю, - говорит Сережа, - что все, что ни есть на свете хорошего, это у него - солдатское". В литературе Гайдару суждено было проработать всего пятнадцать лет. А в книгах его отразилась вся жизнь, которой он был свидетелем и участником. Революция и гражданская война, социалистическое строительство 30 - х годов, подготовка к защите Отечества, война с белофиннами и первые месяцы Великой Отечественной войны. Все книги Гайдара тысячами нитей связаны с жизнью, в которой и для которой были написаны. Не о побочном и второстепенном пишет Гайдар - о самом главном.

Информация

Классическим, едва ли не самым впечатляющим во всей истории мировой литературы примером такого прямого и широкого влияния литературы на жизнь, такого очевидного строительства жизни "по образу и подобию" литературы стала повесть А. Гайдара "Тимур и его команда" (1940). Она породила существующее уже более четырех десятилетий и перекинувшееся далеко за пределы нашей страны многомиллионное движение пионеров - тимуровцев. Но "Тимур и его команда" не случайная удача писателя. Она - закономерное продолжение всего сделанного писателем ранее. Как автор детских и юношеских книг он - столь же убежденный, яростный борец за нового человека, носителя подлинно коллективистской, подлинно человеческой морали и нравственности. "Тимуру и его команде" в определенном смысле предшествовали повести белорусского писателя Янки Мавра "Т В Т", "Педагогическая поэма" А. Макаренко, "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" Р. Фраермана. Будучи человеком долга, Гайдар мечтал воспитать это качество в своих читателях. Но, как прирожденный педагог, знаток ребячьих душ, он понимал, что пробудить чувство долга одними напоминаниями о многочисленных обязанностях юных граждан невозможно. Истинное чувство долга неотделимо в человеке от ощущения свободы. Люди совершают благородные и самоотверженные поступки не потому, что уступают требованиям других, а потому, что так велит им собственное сердце. Исполнение долга есть, в сущности, реализация нашей чести. Отчего книга "Тимур и его команда" увлекла миллионы ребят? Разве до нее не было книжек, которые призывали ребят делать добрые и полезные дела? Были такие книжки. И не одна. Но Гайдар как будто бы и не призывал. Он просто показывал, что эти дела герои его повести совершают увлеченно и с удовольствием, а главное - сами, совершенно самостоятельно. Не по указке, не под нажимом, а по собственному выбору, по вдохновению и зову сердца. И оттого им легко и интересно, что есть во всех их благородных делах не только таинственность игры, но и риск возможной неудачи, ошибок, - того, чем отличается подлинная жизнь. Отнимите у тимуровцев их самостоятельность, их инициативу, что останется? Казенная, скучная повинность. И уж, конечно, ни о каком долге тогда не будет идти и речи. Ибо ответственность возникает только там, где человеку приходится самому принимать решения, определять сои поступки. Работая в середине 30 - х годов над "Военной тайной", Гайдар написал в дневнике: "Эта повесть моя будет за Гордую Советскую страну... За крепкую дружбу. За любовь к нашим детям. И просто за любовь". Обратите внимание: Гайдар говорит не о том, про что будет его повесть, а о том, за что он собирается своей повестью бороться. В этом весь Гайдар - вся активная, наступательная, утверждающая направленность его творчества. В "Военной тайне" от руки озлобленного врага безвинно погибает славный маленький человек - октябренок Алька. Однако добро и зло стоят в этой повести не только по разные стороны классовых баррикад. Недоверие, недостаточное внимание к окружающим, душевная глухота, убежденность в собственной непогрешимости - все это троянский конь, с которым зло проникает в семью, оборачиваясь то незаслуженной, походя нанесенной обидой, то нечаянным, по недомыслию или эгоизму, предательством. Оно вызывает ответный гнев, взаимное отчуждение хороших людей. Зло - сила разобщающая. А главная "военная тайна" - в человеческом единстве, в душевной монолитности общества. Вот что со всей силой убежденности и таланта отстаивает Гайдар: гордого человека, особое отношение к детству, умение любить самоотверженно и верно. Слово "любовь" у Гайдара имеет смысл самый широкий. Это и любовь мужчины и женщины, и любовь человека к другому человеку, к людям, к жизни. С ребяческих лет видевший смерть лицом к лицу, Гайдар, как никто другой, знал цену жизни. И уж он-то не умом только, - каждой клеточкой своего существа понимал, что война противостоит жизни, как ночь дню. Мир без войн - идеал человечества. В последних своих книгах Гайдар все настойчивее говорит о верности и порядочности. О том, что подозрительность, недоверие к товарищам и страх - плохие советчики. Что ябедничать, даже из самых лучших побуждений (как это делает, например, в "Военной тайне" пионер Иоська по отношению к Владику Дашевскому), - подло. Что дети не должны отрекаться от отцов, даже если они (как отец Сережи Щербачёва в "Судьбе барабанщика") и в самом деле совершили серьезные ошибки. Мальчиш - Кибальчиш - воин, мальчик - солдат, герой одной из самых героических и трагических сказок, какие знала мировая литература. Секрет обаяния гайдаровской сказки в том, что Мальчиш - это воплощение любви и верности Родине, населяющим ее людям. В нем нет ни хитрости ("хитрым" в сказке назван один Мальчиш - Плохиш - предатель), ни жестокости. Мальчиш - Кибальчиш доверчив и не подозревает Плохиша в измене. В доверчивости его незащищенность, но в ней и его сила, рожденная верой в людей. Так горьковский Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил им путь к спасению людей, которые проклинали его и готовы были убить. В сказке Гайдара нет ни слова о ненависти, зато говорится о боли, с какой пронзила сердце Мальчиша - Кибальчиша жалость к беспомощному столетнему старику. Любовь, жалость, боль сочувствия и сострадания - вот основа мужества и стойкости Мальчиша - Кибальчиша. В повести "Школа" Борис Гориков вынужден, защищаясь, убить выпускника кадетского корпуса Юрия Ваальда. Ваальд - враг, фанатически озлобленный, жестокий, сжигаемый непримиримой ненавистью к восставшему простонародью. Борис, убивая врага, потому что другого выхода нет, испытывает сильнейшее нервное потрясение. Ему страшно (это слово дважды повторяется в сцене) от одного сознания, что он отнял жизнь пусть у враждебного, скверного, но все-таки человеческого существа. Этот страх не имеет ничего общего со страхом шкурника и труса. Напротив, он рожден не опасением за свою жизнь, а ответственностью за жизнь чужую. Впоследствии Борис научится в бою этот страх преодолевать. Но он никогда не сможет убивать хладнокровно и с удовольствием. Именно здесь - в отношении к убийству врага, в мере человечности и совестливости - видит современный читатель принципиальное различие между такими, как Ваальд, и такими, как Гориков. Огромную роль в становлении Бориса - воина, гражданина, человека - играет красноармеец Чубук, старший, горячо любимый товарищ Горикова. Мальчишеское легкомыслие Бориса, вполне объяснимое в его возрасте, но непростительное в его положении воина, приводит к гибели Чубука. А в повести "Дальние страны" от бандитской пули погибает хороший человек, председатель сельсовета и организатор колхоза Егор Михайлов. Читатель догадывается, что Егора убили и ограбили по кулацкому наущению. Но односельчане Егора этого не знают. Многие верят клевете, будто председатель сельсовета сбежал с общественными деньгами, собранными крестьянами для покупки трактора. Пронзительна по силе сцена разговора Васьки и Петьки с детьми Егора Михайлова, Пашкой и Машкой, потерявших главную опору в жизни, еще пока не понимающих этого полностью, но уже расплачивающихся перед темной силой обывательского единомыслия за мнимую вину отца... Вера в отцов и преемственность эстафеты добра - вот, по мысли Гайдара, основа надежной связи поколений, в этом состоит гуманизм гайдаровских книг. Убеждение в том, что "отец был хороший", помогает выстоять юному барабанщику Сереже Щербачёву. Это убеждение служит главной опорой Сережиного гражданского мужества, делает его способным на подвиг. Гайдар определяет высшую меру добра, его окончательную, совершенную форму словом "хороший". "Хорошая жизнь" - так думал назвать рассказ, который впоследствии получил название "Голубая чашка". Но слова эти остались в тексте. "А жизнь, товарищи... была совсем хорошая!" - заканчивается рассказ. В "Военной тайне" пионер Владик Дашевский дважды повторяет в разговоре с Алькой Ганиным: "Ты хороший человек, Алька!.. Ты хороший человек..." "Мальчик... ты человек хороший", - говорит мама пятилетней Фени одиннадцатилетнему герою рассказа "Дым в лесу", увидев из окна, как тот защитил девочку от обидевшего ее озорника. Человечность - сердцевина гайдаровского творчества. Все любимые герои Гайдара бескомпромиссно и верно борются за жизнь, в которой нет места ничему плохому, унижающему, оскорбляющему человека. Нет места лжи, подлости, раболепию, злобе, эгоистическому своеволию и слепому пренебрежению к интересам других людей. А есть место дружбе, пониманию, заботе друг о друге. Есть место веселой шутке, задорной песне, честному труду., большой любви и светлой печали. Этот гайдаровский гуманизм близок нам и сегодня. И сегодня требуется мужество, чтобы быть честным и принципиальным, бескорыстно делать добро, выступать на защиту справедливости. Счастье народа и счастье отдельного человека - мое, твое, наше, - о нем Гайдар и его герои думают, рассуждают, спорят, за него борются, его создают в каждом произведении. В "Чуке и Геке" Гайдар писал о счастье "Честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю.." А в "Судьбе барабанщика" дал нам пережить вместе с юным героем "большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все понимают". И здесь нет никакого противоречия. Счастье самоотверженного служения Родине и счастье глубокого взаимопонимания с близкими людьми, с миром - единое, неделимое человеческое счастье. Книги переживают свое время, если новые поколения читателей прочитывают их по-новому, с поправкой на современную им действительность. Но чтобы дать читателям такую возможность, произведение должно быть многогранным и многомерным, как сама жизнь. Именно таковы книги Гайдара. Нам они раскрываются другими сторонами, которые не всегда были в полной мере замечены современниками писателя.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +