Авторы / Гофман Амадей Теодор
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822 годы жизни). Гофман родился в городе Кёнигсберге, в семье адвоката и должен был пойти по стопам отца. Закончив юридическое образование, он поступает на государственную службу, переезжает из одного города в другой и наконец задерживается в Варшаве. Но в карьере чиновника для Гофмана не было ничего привлекательного, и он всегда с удовольствием занимался делами, далекими от службы по судебному ведомству: рисовал, читал лекции о музыке, сам сочинил балет и оперу, организовал филармоническое общество. В 1806 году судьба спасает его от скучной службы: войска Наполеона занимают Варшаву и Гофман, как и все прусские чиновники, оказывается без места. Целых восемь лет ведет он жизнь бродячего артиста, дает уроки музыки, дирижирует, пишет декорации, ставит спектакли, и хотя денег никогда не хватает, он счастлив свободой. В 1809 году появились его первые литературные произведения, посвященные музыке и музыкантам: "Кавалер Глюк", "Дон Жуан", очерки о композиторе Крейслере. В 1814 году Гофман вынужден вернуться на службу, которую называл "своей тюрьмой". Отныне и до конца жизни он - чиновник министерства юстиции в Берлине. Именно в эти последние восемь лет (1814-1822) созданы его основные произведения: сборники "Фантазии в манере Калло" (1814-1815), "Ночные рассказы" (1817), "Серапионовы братья" (1819-1821), повести "Золотой горшок" (1814), "Крошка Цахес" (1819), "Повелитель блох" (1822), неоконченный роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1820-1822).
Русский писатель-демократ А. И. Герцен сказал о Гофмане: "Его жизнь нисколько не была похожа на прозябание, она самая странная, самая разнообразная из всех его повестей, в ней зародыш всех его фантастических сочинений". Захватывающая фантастика, всепроникающая ирония Гофмана оказали огромное влияние на немецкую литературу и на творчество многих писателей за пределами Германии. Гофманом восхищались Бальзак, Жорж Санд, Диккенс, Уайльд, Бодлер, По. Его соотечественник, великий поэт Генрих Гейне отводил ему особое место в литературе, подчеркивая, что "Гофман со своими причудливыми картинками всегда и неизменно держится земной реальности". В России первые переводы рассказов Гофмана появились в двадцатых годах 19 века. Многие из них печатались в журнале "Московский телеграф". Здесь были опубликованы переводы "Золотого горшка", глав из романа "Житейские воззрения кота Мурра". Один из первых и лучших переводчиков Гофмана, писатель В. П. Боткин писал в 1836 году: "Чтобы переводить Гофмана, надо чувствовать так же, как он чувствует, а для этого надо так же страдать, так же сумасбродить и быть готову так же умереть, как он страдал, сумасбродил и умер".
С творчеством Гофмана, во французских переводах были знакомы Пушкин, Лермонтов, Гоголь. К середине сороковых годов 19 века увлечение романтизмом прошло, и долгое время в России почти не вспоминали о Гофмане. Исключение составляла сказка "Щелкун орехов и мышиный король" из цикла "Серапионовы братья", которую регулярно переиздавали для детей. В конце 19 века оказалось, что Гофман удивительно вписывается в духовный настрой эпохи, и интерес к нему вспыхивает вновь. В 1880 году появился виртуозный перевод повести "Золотой горшок" поэта и философа Владимира Соловьева. В 1896 - 1899 году издается Полное собрание сочинений Гофмана. 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое представление балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик" по сказке Э. Гофмана.
Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана взята статьи Н. Мавлевича "Комментарии".
Гофман был необыкновенно одаренный человек. Известно, что музыка была его страстью. Трудно назвать другого писателя, у которого музыкальные образы были бы так осязательно живы, так красочно убедительны. Среди его героев много музыкантов, и почти каждый из них действует как одержимый гармонией звуков. В этом смысле герои похожи на автора. Темпераментный исполнитель и дирижер, Гофман сам был незаурядным композитором. К сожалению самое значительное его музыкальное произведение опера "Ундина"сохранилась только в отрывках. В театре Гофман дирижировал и писал декорации для сцены.
Удивительным было то, что получив юридическое образование, Гофман почти всю жизнь проработал в канцеляриях судебного ведомства. Гофман жил как бы двойной жизнью. Днем он исправный и аккуратный человек, его окружает будничная проза жизни. А в свободное время он увлеченно отдается музыке, по ночам пишет повести и рассказы, в которых обязательно происходят какие-то невероятные события. Творчество его глубоко трагично. По словам Гейне, это "потрясающий крик ужаса в двадцати томах". Гофман задыхался в душном мире Германии начала 19 века. Он с отвращением смотрел на окружавших его обывателей и чиновников, презирая угодничество и чинопочитание, жалкие материальные заботы и страсть к деньгам. Его романтические книги были попыткой вырваться из этого убожества, чтобы создать красивый, иллюзорный мир.
В своем негодовании против окружающего мира Гофман поднимается до злой и беспощадной сатиры. В романе "Житейские воззрения кота Мурра" типичное немецкое княжество представлено во всей его неприглядности и несообразности. Жалкими выглядят дворяне, которые кичатся своей родовитостью. В сатирической сказке "Маленький Цахес" (1819) в фантастической форме было представлено одно из главных уродств буржуазного правопорядка: обладание золотом (у Цахеса было несколько золотых волос) давало власть и позволяло присвоить то, что создавали другие. Мраку окружающей жизни Гофман противопоставлял свою мечту. В поэтическом рассказе "Мартин-бочар и его подмастерья" (1818).
Материал о биографии Э. Гофмана взят из "Детской Энциклопедии", том 11, М, "Просвещение", 1968 год.
Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман "Эликсир дьявола" (1815-1816 годы) сочетал с критическим восприятием реальности - повесть "Золотой горшок" (1814), сказки "Крошка Цахес" (1819), "Повелитель блох" (1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм, роман "Житейские воззрени кота Мурра" (1820-1822). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина" (1813). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман "Крейслериана", Ж. Оффенбах "Сказки Гофмана", П. И. Чайковский "Щелкунчик", в 20 веке - П. Хиндемит "Кардильяк". (Статья о биографии Э. Гофмана взята из СЭС, М, "Советская энциклопедия", 1987).
Что касается личности Эрнста Теодора Амадея Гофмана, то надо сказать, что он не был похож на доброго сказочника. Нервный, издерганный, саркастический, исполненный мистического ужаса перед непостижимостью мироздания и отвращения к обывательской пошлости , он умел до экстаза восторгаться прекрасным, сочувствовать гонимым и непонятным и яростно ненавидеть самодовольных хозяев жизни, веривший в волшебство и магию и с редкой проницательностью видевший всю подноготную земных дел. Он и сам мучительно ощущал свою раздвоенность, в нем жили две души, два разных человека, поэтому тема двойника проходит сквозь все творчество Гофмана. Большую часть взрослой жизни, за малыми просветами, когда существование его обретало цельность, Гофман жил в двух образах: исполнительного судейского чиновника, достигшего довольно высоких постов (он до скрежета зубовного ненавидел суд и судопроизводство), и необузданного романтика, чьи поэтические видения воплощались в литературе и музыке, а сарказм - в графике. Он поклонялся Моцарту, к имени, данному ему при крещении, он прибавил нежное имя своего кумира и стал Эрнст Теодор Амадей Гофман. Вдохновляемый творцом "Волшебной флейты", он и сам писал светлую, гармоничную музыку, озаренную причудливо-нежной фантазией. Но в графике он - сам дьявол, его карикатуры на окружающих мещан без промаха разили цель, не щадя никого, от убийственной насмешки не защищали ни важный чин, ни большая звезда на груди. Порой ему приходилось горько расплачиваться за эти злые шаржи. В рисунках Гофмана не было ничего от той мечтательной души, что напела оперу о речной деве Ундине. В своих романах, новеллах, сказках Гофман сочетал оба начала: волшебное соседствовало с шаржем, нежные видения исчезали в раскатах сатанинского хохота. Гофмана никак не назовешь добряком. Его перо с изящной легкостью набрасывало эльфические образы детей и тут же, почти слышимо заскрипев, вычерчивало портрет филистера, судейского крючка, чиновника со сморщенной душой, блюдолиза-придворного и самого властелина - надутого болвана. И вновь без малейших усилий он уносится в мир причудливой фантазии, таинственных и страшных видений. Он работал по ночам и нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть рядом, пока он пишет.
Как естественно и просто под пером Гофмана волшебство вливалось в быт. Почтенная канонисса фон Розеншен, блюстительница приюта для благородных девиц, оказывается феей цветов Розабельверде из Джинистана в сказке "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер".
Гофман жил в бурное и трудное время, хотя иные бури века умудрился пропустить мимо себя. Так, юношей он "не заметил" Французской революции да и о Наполеоне узнал толком лишь потому, что нашествие французских войск сорвало его контракт с Лейпцигским оперным театром. Он жил "внутри себя", а не во внешнем мире. Куда сильнее общественных бурь, терзавших Европу, были для него личные потрясения: в раннем детстве смерть отца, оставившего его на руках у беспомощной, болезненной и равнодушной матери, затем смерть матери и докучное опекунство дяди, невыносимого педанта, с приходом юности - мучительная, безнадежная любовь к замужней женщине Коре Гат и другая влюбленность в нежное поэтичное существо, "проданное" родителями богатому вульгарному купцу. На любовные неудачи ложилось вечное безденежье, невозможность проявить себя ни в одной из трех ипостасей своего гения - писатель, художник, композитор. Наконец, когда он женился по любви, получил хорошее место в Познани, - шарж на всесильного генерала разом сломал это хрупкое благополучие, карикатуриста сослали в богом забытый Полоцк. Не раз язвительный карандаш и острое перо будут причинять Гофману немало бед. Самые гибельные поступки совершил он на исходе жизни, смело восстав против насилия, чинимого властями над совестью судей. В сказке "Магистр блох" Гофман высмеял председателя комиссии по расследованию политических преступлений. Гофман, крайний индивидуалист, аполитичный, чуждый общественных страстей своего времени, вдруг обнаруживает неожиданное социальное чувство. Ему грозила расправа, но ее опередила неизлечимая болезнь. По злой иронии судьбы, Гофман, познавший жестокую нужду, холод всеобщего непризнания, потерю единственной дочери, стал знаменит и почти богат. К этому времени он хотел лишь клочок зеленого поля, кусочек синего неба и глоток свежего воздуха. И в этом ему было отказано. Парализованный, прикованный к кровати, он скончался сорока семи лет от роду.
Гофману не за что было любить людей, но он умел любить Человека. Никто не мог сравняться с ним в дружбе. Для современников этот странный, изломанный человек так и остался загадкой. Могли ли читатели понять его глубоко? Не больше повезло Гофману после смерти: вершители литературных судеб сочли его причудливую прозу просто развлекательным чтивом. Прошло долгое время, пока этот "неутомимый искатель высшей правды в искусстве" был оценен по достоинству.
Биография Эрнста Гофмана взята из "Предисловия" Ю. Нагибина к тому "Литературные сказки зарубежных писателей", М, ТЕРРА, 1996 год.