Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Николай Васильевич

20.03.1809 - 21.02.1852

Биография

Гоголь Николай Васильевич (20.3.1809, с. Большие Сорочинцы Полтавской области - 21.2.1852, Москва) - великий русский писатель и драматург. Родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Отец Гоголя написал несколько комедий на украинском языке. Образование Гоголь получил в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828), где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актерский талант. С юношеских лет Гоголь мечтал о высоком гражданском поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 году в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Гоголь меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия. В 1829 году Гоголь опубликовал под псевдонимом В. Алов идиллию "Ганц Кюхельгартен", которая не имела успеха. В 1831 году знакомится с Пушкиным. Это знакомство сыграло важнейшую роль в формировании личности Гоголя. Литературную известность Гоголю принёс сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32 годы), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборника "Миргород" и "Арабески" (оба в 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" гротескно развита в повести "Шинель" (1842). Вершиной творчества Гоголя, как драматурга, явилась комедия "Ревизор" (написание и постановка 1836 год). Сатирическая мощь "Ревизора" вызвала ожесточенные нападки реакционных кругов. Петербургская постановка комедии свела "Ревизора" до уровня водевиля. Это вызвало у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 года он уезжает за границу, где находится до 1848 года (лишь дважды приезжая в Россию). Гоголь жил главным образом в Риме, где познакомился с русским художником А. А. Ивановым. В Италии Гоголь работает над главным своим творением - романом-поэмой "Мёртвые души". "Мертвые души" должны были состоять из 3-х томов. Гоголь издал только 1-й том - в 1842 году, явившийся вершиной его реализма и вызвавший еще больший общественный резонанс, чем комедия "Ревизор". В конце 40-х годов Гоголь переживал духовный кризис, опубликовал книгу "Выбранные места из переписки с друзьями" в 1847 году, где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1852 году сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ", в которой он наметил показать обществу "пути к прекрасному". Глава "натуральной школы", Гоголь оказал решающее влияние на развитие критического реализма, становление сатирических жанров и утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе. Появившаяся повесть "Шинель" вместе с "Мертвыми душами" стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе. Объектом художественного изображения Гоголь избрал те стороны жизни, которые прежде считались уделом "низких" жанров в искусстве: "выгодная женитьба", "стремление достать выгодное место", другие меркантильные интересы. Продолжая дело, начатое Пушкиным, Гоголь обогатил литературный язык, максимально приблизив его к разговорному.Он высмеивал внутреннюю пустоту провинциальных "существователей" ("Иван Федорович Шпонька и его тётушка", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Коляска"). В петербургских повестях ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель") тема иерархической раздробленности общества и страшного одиночества человека приобретает трагическое звучание. Как гармоничное общество, где человек свободен от условностей буржуазной цивилизации, где интересы личности слиты с интересами коллектива, показана у Гоголя Запорожская Сечь ("Тарас Бульба"). Заглянем в творческую мастерскую великого писателя: " Мне хотелось сойтись с людьми всех сословий и от каждого что-нибудь узнать. Всякий должностной и чем-нибудь занятый человек стал в глазах моих интересен... Не содержа в собственной голове своей весь долг и всю обязанность того человека, которого описываешь, не выставишь его как следует, верно и притом так, чтобы он действительно был в урок и в поученье живущему... У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных", - писал Николай Васильевич Гоголь. Работая, писатель как бы разыгрывает наедине с собой те сцены, которые он намерен показать своему читателю. Современник Гоголя, А. П. Толстой, в доме которого подолгу жил Николай Васильевич, пишет, что "не раз слышал, как Гоголь, один в запертой горнице, будто бы с кем-то разговаривал, иногда самым неестественным голосом". В черновых рукописях видны следы этой работы. Каждый разговор переделывался Гоголем по нескольку раз, зато как живо, верно и естественно говорят его персонажи. Имя Николая Васильевича Гоголя стало широко известно в 1831 - 1832 годах, после выхода в свет двух частей его книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". Значение Гоголя для русского общества Н. Г. Чернышевский выразил словами: "Он пробудил в нас сознание о нас самих..." Своей эстетической задачей Гоголь считал стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь ("Театральный разъезд", 7-й том "Мертвых душ"). "...Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости..." - писал Н. В. Гоголь. Отказываясь признать морально-психологический облик своих отрицательных героев подлинно человеческим достоянием, Гоголь, по словам Герцена, "срывает с них человеческую личину". Уподобление персонажей животным или неодушевленным предметам - основной прием гоголевского гротеска. Его персонажи настолько психологически ёмки, что приобрели нарицательное значение, пережив породившую их эпоху. Гоголь возвестил историческую исчерпанность феодальных отношений в России. Гоголь, в конце 40-х годов ХIХ века пришел к выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип человеческого братства. Считая религиозность неотъемлемой национальной чертой, Гоголь трактовал свой общественный идеал как православно-христианский. Внутренняя сложность гоголевского творчества, его гениальность вызывают не угасающий интерес к нему во всем мире и в наше время.

Информация

В альманахе "Северные цветы", который редактировал и издавал друг Пушкина поэт А. Дельвиг, появилась однажды глава из исторического романа об Украине. Автор подписался довольно замысловато: "ОООО". Спустя некоторое время в том же альманахе поместили отрывок "Учитель" из повести "Страшный кабан". Под ним значилась авторская подпись: "И. Глечик" (В. И. Даль в 1 томе "Великорусского толкового словаря" даёт два объяснения слова "глечик" 1- южное и западное - "кринка" т. е. глиняная посуда, 2 - архаичное - "подкожный жир"). Оба отрывка принадлежали перу одного человека - Гоголя. "Псевдоним" - древнегреческое слово, означающее "носящий вымышленное имя". Как же наш великий писатель придумал свои псевдонимы? Четыре буквы "О" Николай Васильевич взял из своего имени и полной фамилии - Николай Гоголь-Яновский. А второй псевдоним он просто позаимствовал из отрывка, подписанного четырьмя "О": один из героев, полковник, носит имя И. Глечик. Литературный труд требует знания и понимания самой техники дела. Гоголь находил наилучшим следующий способ литературной работы (быть может он покажется немыслимым нашему современнику): "Сначала нужно набросать как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это кажется само собою) достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-что и недостает. Сделайте поправки и заметки на полях - и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее - новые заметки на полях, где не хватает места - взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда все будет таким образом написано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежними вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку... Придет час... и когда снова вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом и, когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно... Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю это восемь раз... Только после восьмой переписки - непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания." Разумеется этот способ работы нельзя считать единственным или обязательным. Но мы говорим о Гоголе! После смерти 21 февраля 1852 года, Николай Васильевич Гоголь был погребен на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 году его прах был перенесен на Новодевичье кладбище. Материл для биографии Н. В. Гоголя взят из ДЭ, М, "Просвещение", 1968 год, том 11, стр. 81, 82, 273-276; Электронной версии БСЭ, 1970-1977 гг., том 1; Вступительной статьи А. Д. Степанова к книге Н. В. Гоголя "Тарас Бульба", С-Пб, "Азбука", 2013.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +