Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич

15.10.1814 - 27.07.1841

Биография

Лермонтов Михаил Юрьевич (Lermontov, Mikhail (Yuryevich)) , родился 15 октября 1814 года в Москве, умер 27 июля 1841 года в Пятигорске. Русский поэт и писатель. В 1830 году поступил в Московский университет и в этом же году опубликовал своё первое стихотворение "Весна". Два года спустя бросил университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. По окончании её в 1834 стал гвардии офицером. За свою вольнолюбивую поэзию был дважды сослан на Кавказ. Его поэзия объединяла гражданские и философские темы с глубоко личными мотивами. К высшим достижениям творчества относятся поэмы "Мцыри" (1839) и "Демон" (1839). Роман "Герой нашего времени" (1840), размышление автора о современном ему обществе и судьбах своего поколения, написан превосходной прозой, а изображённый в романе отчуждённый герой оказал огромное влияние на более поздних писателей. Как и А. С. Пушкин, с которым его часто сравнивают, умер на дуэли. Считается главным русским поэтом-романтиком. (Britannica, ООО "Издательство Астрель", Москва, 2006).
В 1837 году за стихотворение "Смерть поэта" ( о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Творчество Лермонтова развивалось после разгрома восстания декабристов. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "И скучно и грустно", "Пророк"; поэма "Мцыри"; драма "Маскарад" (1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством (неоконченный социально-исторический роман "Вадим" (1832-34), стихотворение "Бородино", "Поэт", "Родина"). Поэма "Демон" - символическое воплощение идеи бунта личности против несправедливости "мирового порядка", трагедия одиночества. В лирике Лермонтова глубоко переплелись общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы. Он ввёл в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Роман "Герой нашего времени", насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова. (БСЭ, Москва, "Советская энциклопедия", 1987).
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь со второго на третье октября 1814 года. Его родители - Юрий Петрович, армейский капитан, небогатый и неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключён против воли Е. А. Арсеньевой, будущей бабушки Михаила Лермонтова: она считала, что небогатый капитан не пара для её дочери. Так сразу возникла семейная драма. Через два года она достигла апогея - Мария Михайловна умерла от чахотки, бабушка взяла внука к себе, предъявив ультиматум отцу мальчика: отец отказывается от воспитания сына и отдаёт его бабушке, в противном случае бабушка лишает внука наследства. Юрий Петрович вынужден был оставить сына у бабушки в Тарханах, а сам уехал в своё имение Кропотово Тульской губернии. Семейная драма оставила глубокий след в жизни ребёнка. Только в 1827 году он посетил отца в Кропотове. В последующие годы отец и сын виделись в Москве, где учился Михаил.
Первые 14 лет Лермонтов жил в Тарханах. Его воспитанием занималась, безумно любившая мальчика, бабушка. Были наняты француз-гувернёр, немка-бонна, будущий известный педагог А. Зиновьев. В 1828 году Лермонтов был зачислен полупансионером, т. е. жил вместе с бабушкой на частной квартире в 4-й класс Московского благородного пансиона при университете, который успешно закончил в 1830 году.
1 сентября 1830 года Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. В жизни Лермонтова начинается новый этап. "Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет", - пишет юноша, которому исполнилось 16 лет. Серьёзной школой нравственного воспитания молодого человека оказалась история отношений с Натальей Фёдоровной Ивановой.
Весной 1832 года закончился московский период жизни и творчества Лермонтова. Университетская наука не устраивала студента. Столкновение с нелюбимыми профессорами определило решение Лермонтова покинуть университет. Вместе с бабушкой он переехал в Петербург, собираясь продолжить образование в столичном университете. Но университетское начальство отказалось засчитать прослушанные в Москве дисциплины. Вновь поступать на первый курс Лермонтов не захотел. По настоятельным советам родных, Михаил выбирает военное поприще, и в ноябре 1832 года поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведённых в этой школе, Лермонтов называет "страшными годами". В 1834 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Начался петербургский период творчества поэта. 1835-1836 годы отмечены напряжённой творческой работой Лермонтова (драмы "Маскарад" и "Два брата", поэмы "Боярин Орша" и "Тамбовская казначейша"). Важно также обращение Лермонтова к прозе. Начаты романы "Вадим" и "Княгиня Лиговская". "Маскарад" был запрещён цензурой.
Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За сочинение стихотворения "Смерть поэта" он был арестован. Началось следствие. На клочках бумаги, в которую заворачивали хлеб, Лермонтов написал несколько стихотворений: "Когда волнуется желтеющая нива", "Сосед", "Узник" ("Отворите мне темницу"). Дело о непозволительных стихах завершилось повелением императора: "Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк". Это была ссылка - поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга. Ссылочный год оказался годом скитаний: "изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже..." Сильная простуда привела к ревматизму: "меня на руках вынесли из повозки".
Оставшаяся в Петербурге бабушка Арсеньева, используя связи, хлопотала "о всемилостивейшем прощении внука", и в октябре Лермонтова переводят корнетом в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии. Благодаря новому ходатайству Арсеньевой, в апреле Лермонтова переводят в лейбгвардии гусарский полк, квартировавший в Софии - под Царским Селом.
Последние 3,5 года, 1838 -1841, были годами напряжённой работы и бурного вхождения в литературу, годами литературного успеха и славы. Гибель Пушкина потрясла Лермонтова и помогла его самоопределению. Теперь он ясно и твёрдо осознавал ответственность перед своим поэтическим даром, своим долгом поэта. Лермонтов входит в пушкинский круг литераторов, знакомится с Жуковским, Вяземским, В. Одоевским, с семейством Карамзиных, А. Краевским. Осенью и зимой 1839 года Лермонтов сблизился с группой молодых аристократов, входивших в "кружок шестнадцати". Лидерами кружка оправданно стали Лермонтов и его родственник А. Столыпин (Монго). В "Современнике" публикуются стихотворение "Бородино", поэма "Тамбовская казначейша". В "Отечественных записках" публикуются лирические стихи и повесть "Бэла" (1839). В 1840 году вышел первый сборник стихов М. Ю. Лермонтова, в который вошли стихи и поэмы , написанные после 1837 года. Издание отдельной книгой романа "Герой нашего времени" и сборника поэтических произведений закрепило за Лермонтовым славу первого поэта послепушкинской эпохи.
Лермонтов держался гордо, независимо, а иногда и дерзко. Это раздражало высший свет. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посла де Баранта. Французу не понравилась дерзость Лермонтова, и он вызвал его на дуэль, которая состоялась через два дня. Поэт был легко ранен в руку. О дуэли заговорили в обществе, началось следствие по делу офицера Лермонтова. 13 апреля Николай I приказал: "Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк с тем же чином." Началась вторая ссылка, вновь в действующей армии. С июня по ноябрь Лермонтов принимал участие в боевых операциях полка, проявляя "отчаянную храбрость". Его представили к награде. Император заменил награду отпуском на два месяца.
В начале февраля 1841 года Лермонтов в последний раз прибыл в столицу. Он твёрдо решил выйти в отставку и посвятить все силы литературе, планировал издавать свой журнал. В мае Лермонтов вновь на Кавказе, получает разрешение на лечение в Пятигорске. Последние месяцы жизни поэта отмечены небывалым творческим подъемом. Он создаёт стихи "Спор", "Утёс", "Тамара", "Листок", "Выхожу один я на дорогу", "Морская царевна", "Пророк".
13 июля на вечере у Верзилиных, произошёл конфликт между Лермонтовым и Мартыновым, последний, обозлённый шутками поэта, вызвал его на дуэль. Дуэль, отнявшая у России великого поэта, состоялась 15 июля у подножия горы Машук.

Информация

Поэтический дар Лермонтова пробудился и развился в Московском благородном пансионе. Лермонтов брал частные уроки у Мерзлякова А. Ф., С. Е. Раич руководил пансионским литературным кружком. Ни в каких революционных кружках Лермонтов не участвовал. Первые стихи были написаны в 1828 году на заданные учителем Мерзляковым темы - "Заблуждение Купидона", "Пан", "Цевница". Юный поэт осваивал важную пушкинскую тему - изгнание - в стихотворении"Романс".
С 1830 года определяется характер лирики Лермонтова. Стихи оказываются своеобразным дневником юноши. Эволюция убеждений позволит уже не с моралистических, а с социальных позиций раскрывать пороки светского общества ("Смерть поэта", "Как часто, пёстрою толпою окружён"). Зло ранило душу поэта. Томило одиночество, и любовь казалась спасением. Поэт всем сердцем воспринял романтический идеал любви как главной ценности бытия в бесчеловечном обществе. Вскоре личный опыт вынуждает усомниться в романтическом идеале, в том, что именно любовь является смыслом человеческой жизни. Лермонтов приходит к многозначительному выводу: общество враждебно каждому честному человеку, который хочет жить по нормам истинно человеческой морали. Конфликт рождает одиночество, передовой человек становится "странным пришельцем". Подобная концепция мира и личности была выработана романтизмом. Лермонтов стал её приверженцем. У него возникает необходимость понять, почему в этом мире убивают любовь? Этот вопрос прослеживается во всём его последующем творчестве. Через 9 лет с новых реалистических позиций так будет объяснена трагедия Печорина. Мечтая о любви, романтический герой оказывается неспособным к этому чувству. В реальной жизни любовь подменяется страстью, после утоления которой наступает пресыщение, "привязанность" рождает скуку, желание "бежать" в поисках новых встреч и увлечений, которые, утоляя чувственность, опустошают душу.
Работа над романическими произведениями в рамках строго выдержанной европейской традиции всё более убеждала Лермонтова в схематичности эстетических канонов этого жанра. Конфликт человека и общества, его бегство как знак протеста или месть - становились шаблоном. Герои ищут счастья в любви и не находят его. Романтизм поднял эгоизм как знамя.
Творчество Лермонтова знаменует собой вершину романтизма XIX века, с одной стороны и качественно новый скачок в развитии русского критического реализма - с другой.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +