Авторы / Ломоносов Михаил Васильевич
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765 годы жизни) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, поэт и теоретик художественной литературы, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики. Родился 8 (19) ноября в деревне Денисовка, в семье помора. В 19 лет ушел учиться, с 1731 года в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 года в Академическом университете в Петербурге, в 1736 - 41 годах - в Германии. С 1742 года адъюнкт, с 1745 первый русский академик Петербургского АН. В 1748 году основал при АН первую в России химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет.
Идеи и открытия Ломоносова далеко определили науку XVIII века. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества. В противоположность господствовавшей теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.
Автор трудов по русской истории, критиковал норманскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII века, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и известной научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Петербурге в Некрополе. (СЭС, М, "Советская энциклопедия", 1979).
Ломоносов прожил всего 54 года, но его жизнь была удивительно цельной, до предела насыщенной и благотворной для современников и потомков. Даже умирая, он больше всего тревожился о судьбе своего дела: "Я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии..."
Ломоносов М. В. - человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии. Сын рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Михаил Васильевич первые 19 лет провел на далеком Севере, в селе Денисовке, Холмогорского уезда, близ берегов Белого моря. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Независимость, личное достоинство, свойственные жителям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценную черту его характера. У односельчанина четырнадцатилетнему мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги Ломоносов называл "вратами своей учености" были выучены им наизусть. Чтобы продолжить учение Ломоносов с одним из обозов с рыбой добирается до Москвы, и выдав себя за сына Холмогорского дворянина поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не обращая внимания на насмешки товарищей и скудное существование на три копейки в день, Ломоносов обнаруживает блестящие способности, настойчивость и трудолюбие. За один год он проходит три класса. Ломоносова направляют в Петербургскую академию наук для продолжения образования в числе "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели". В 1736 году Михаила Васильевича направляют в Германию для освоения горного дела. Наряду с работами в области точных наук, Ломоносов работал в области русского языка, литературной теории и практики.
Родной язык - ценнейшее народное достояние, орудие культуры, и народ бережёт его как зеницу ока. У колыбели современного русского литературного языка стояли такие гиганты, как Ломоносов и Пушкин. Сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить самостоятельность русского языка - на это были направлены усилия Ломоносова. Церковнославянские слова, устаревшие и малопонятные, он совсем исключил из литературной речи. Те церковнославянские слова, которые были "россиянам вразумительны" допускались к употреблению преимущественно в одах, героических поэмах. Литературные произведения близкие к жизни, например, драматические произведения, сатиры - должны были писаться "средним штилем", более близким к разговорному. Для "описания обыкновенных дел", комедий, эпиграмм, песен следовало применять "низкий штиль" с употреблением простонародных слов. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова - варваризмы. Это разделение русского литературного языка на "три штиля" было связано с теорией классицизма и имело прогрессивное значение до Карамзина. Велико было значение литературной деятельности М. В. Ломоносова, названного В. Г. Белинским "Петром Великим русской литературы".