Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Плещеев Алексей Николаевич

Плещеев Алексей Николаевич

1825 - 1893

Биография

Плещеев Алексей Николаевич, 1825 - 1893 годы жизни, видный русский поэт некрасовской школы, известен прежде всего как поэт, лучшие стихи которого с первых школьных лет западают в нашу память и, ставшие романсами и песнями, постоянно украшают концертные программы. Но А. Н. Плещеев - также автор довольно обширного прозаического наследия. В плещеевской прозе нетрудно проследить гражданские мотивы: сострадание простому человеку, протест против унижения человека, против насилия и произвола в любых формах, осмеяние невежества, мракобесия, сословно-чиновничьей спеси. Как и всё творчество писателя, проза А. Н. Плещеева отличается стойким, последовательным демократизмом и непоколебимой верой в высокие идеалы народолюбия, гуманизма и свободы.
Алексей Николаевич Плещеев выступил в печати в середине 40-х годов, когда русская поэзия, потеряла двух гениев - Пушкина и Лермонтова. На 21-м году жизни Плещеев выпускает свой первый стихотворный сборник, который был замечен и высоко оценён критикой. В частности: "г. Плещеев - бесспорно первый поэт в наше время..." (Майков В., Критические опыты, т. 1, Спб, 1891, с.132-133). Учитывая, что Тютчев ещё не был признан, Некрасов, Фет, Ап. Майков и Ап. Григорьев только-только начинают творить, а Жуковский и Языков почти замолчали..." Эти слова Валерьяна Майкова, можно не считать преувеличением. В 40-е годы журнал "Отечественные записки" опубликовал рассказ Алексея Плещеева "Енотовая шуба". Далее следуют рассказы "Папироска", "Протекция" и повесть "Шалость". Литературная карьера молодого автора складывалась успешно.
Детство и отрочество Плещеева прошли в Поволжье. Родился он 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1825 года в Костроме, где его отец, Николай Сергеевич, - потомок старинного русского дворянского рода - исполнял обязанности чиновника особых поручений. Спустя два года Николай Сергеевич переехал на службу губернским лесничим казённой палаты в Нижний. А через четыре года - неожиданно скончался. В Нижегородской губернии, в родовом имении маленький Алёша прожил с матерью до 1839 года. Дав сыну прекрасное образование (к 13-ти годам Алексей свободно читал сочинения немецких и французских авторов в подлиннике), мать Плещеева, исполняя волю покойного мужа, переехала в Петербург. И в 1840-м году он был определён в Санк-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная муштра, бессмысленная зубрёжка, пренебрежительное отношение офицеров представлялись Плещееву Алексею жестокой игрой, насилием над человеческой личностью. На второй год учёбы Алексей настойчиво просит мать вызволить его из данного учебного заведения, и в 1843 году добивается желанного отчисления. Плещеев сразу поступает на восточное отделение филологического факультета Петербургского университета.
За участие в кружке М. В. Петрашевского в апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве, приговорён к смертной казни, заменённой ("во внимание к молодым летам") солдатчиной в Оренбургском корпусе. 6 января 1850 года Плещеев был определён на постоянное жительство в Уральск и зачислен рядовым 1-го линейного батальона. В первые годы ссылки ничего, кроме писем не писал, по его собственному признанию "стихи писать давно отвык". Тягостную службу скрашивает дружеское общение с польскими ссыльными С. Сераковским, Б. Залесским, Я. Станевичем, и особенно с Т. Г. Шевченко, который также проходил солдатчину в Уральске. Позднее эта дружба перешла в тесное творческое сотрудничество. Плещеев одним из первых познакомил русского читателя со стихами из "захолявных" тетрадей кобзаря. Более чем через два года Плещеев был переведён рядовым в Оренбург, в 3-й линейный батальон. Плещеев стал получать увольнительные, был освобождён от караульной службы. И вот 17 февраля 1853 года после многолетнего перерыва Плещеев написал стихотворение "При посылке Рафаэлевой Мадонны". Весной-летом 1853 года Плещеев за участие в трудном военном походе и штурме крепости был произведён в унтер-офицеры. В 1856 году получает звание прапорщика и по состоянию здоровья переходит на гражданскую службу в качестве столоначальника пограничной комиссии. В 1857 году ему возвращается звание потомственного дворянина со всеми правами, а следовательно и возможность интенсивно заниматься литературной деятельностью. Плещеев налаживает связь с журналами "Русский вестник" и "Современник", где печатает свои стихи и беллетристику - свои наиболее значительные повести "Наследство", "Житейские сцены. Отец и дочь", "Пашинцев", "Две карьеры", рассказы "Буднев", "Неудавшаяся афера" и др.
В конце 1857 года Плещеев женится, а весной 1858 года выезжает в отпуск в Москву, где добивается позволения жить в одной из столиц. В августе 1859 года ему позволено постоянно жить в Москве, куда Плещеев перевозит и семью. Сам он становится соредактором "Московского вестника". Двери квартиры поэта открыты старым и новым друзьям: А. Островскому, Л. Толстому, К. и И. Аксаковым, И. Тургеневу, Салтыкову-Щедрину, Некрасову, Достоевскому. В предреформенные годы общество жило ожиданием неизбежных перемен. Плещеев свои симпатии отдаёт революционным демократам и журналу "Современник". В 1858- 1863 годах выходят три стихотворных сборника Плещеева, а в 1860 году - сборник его повестей и рассказов в двух частях. В 60-е годы Плещеев много переводит из немецкой и английской поэзии (Гейне, Байрон, Теннисон), пишет пьесы ("Свидания", "Попутчик", "Командирша") в основе которых семейно-бытовые коллизии.
В 1863 году поэта привлекают по "процессу Чернышевского". На Алексея Николаевича обрушивается тяжёлый личный удар. В декабре 1864 года умирает двадцатитрёхлетняя любимая жена, оставив на руках Плещеева трёх малолетних детей. Плещее испытывает материальные затруднения и вынужден устроиться на государственную службу - ревизором в Московскую контрольную палату. Пишет Плещеев мало.
В 1872 году по приглашению Некрасова, Плещеев переезжает в Петербург и становится ответственным секретарём "Отечественных записок", а после смерти Некрасова в 1877 году заведует и стихотворным отделом журнала. Поэт и писатель целиком уходит в литературную работу, где только и считал себя "способным к делу". Он пишет монографии о Прудоне, Диккенсе, Стендале. Ранее перевёл на русский роман "Красное и чёрное". Из-под его пера выходят пьесы "Примерная жена", "Жилец" и другие. После закрытия "Отечественных записок" в 1884 году он переходит сотрудничать в журнал "Северный вестник", заведуя беллетристическим и стихотворными отделами. Плещеев стремится привлечь к сотрудничеству лучших молодых литераторов - В. Гаршина, С. Надсона, К. Станюковича, И. Леонтьева-Щеглова.
Скончался Алексей Николаевич Плещеев в сентябре 1893 года в Париже, где он остановился проездом, направляясь на один из европейских курортов. Прах его был перевезён в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.
(По материалам биографической статьи Николая Кузина "А. Н. Плещеев и его проза" к книге А. Н. Плещеева "Житейские истории".

Информация

Плещеев Алексей Николаевич, 1825 - 1893. Споры о путях развития русского общества и культуры, происходившие в начале 40-х годов XIX века в салонах и кружках Петербурга и Москвы, привлекли Алексея Плещеева. где он жадно интересуется всеми вопросами литературы и философии. Начинающий литератор знакомится с Майковыми, а через них с Гончаровым, Салтыковым-Щедриным, Григоровичем. С 1845 года Плещеев становится деятельным участником революционного кружка Петрашевского, активным посетителем его "пятниц", где обсуждалась необходимость радикальных изменений в государственном строе страны. Пропаганда идей западноевропейского утопического социализма ( в первую очередь учения Фурье), резкая критика крепостничества и самодержавия - такие первоочередные задачи ставили перед собой петрашевцы в своей практической деятельности. История и политэкономия увлекла Плещеева. Он оставляет университет и целиком отдаётся литературной деятельности, пробуя силы в прозе, критике, журналистике. В газете "Русский инвалид" в 1846-1848 годах он вёл раздел "Петербургская хроника". Более всего его увлекает поэзия. В 1844-1846 годах Плещеев создаёт ряд стихотворений, выдвинувших его в число ведущих поэтов своего времени. Наряду с абстрактно-романтическими мотивами, присущими ранним стихам поэта, в новых его стихотворениях всё громче звучат ноты протеста против существующей действительности, страстные призывы к изменению существующего миропорядка. Неприятие социальной несправедливости и вера в торжество добра, человечности, свободы - это коренной лейтмотив гражданской лирики А. Плещеева. Его лирический герой возвещает "утеснённым" "свободу и любовь". В таких стихотворениях, как "Поэту", "Сон", в горделиво-призывном "Вперёд! без страха и сомненья...", в полный голос звучат идеи жертвенности, подвига во имя революционного преобразования. В 1846 году вышел сборник стихов Плещеева, в котором гражданская направленность его стихов воспринималась радикально настроенной молодёжью как возрождение традиций поэзии декабристов и Лермонтова. В прозе Плещеев выступил во второй половине 40-х годов XIX века, опубликовав первый рассказ "Енотовая шуба" (с посвящением Ф. М. Достоевскому) в журнале "Отечественные записки". Автор рисовал представителей разных слоёв городского населения: обыватели, романтики-мечтатели из интеллигентов и "маленькие люди", на стороне которых - безраздельно авторская симпатия. В повестях и рассказах 50-х годов Плещеев обращается к провинциальной жизни, большинство его произведений создавались в Оренбургской губернии. Опять в его поле зрения представители дворянской и разночинной интеллигенции и "маленький человек", монотонно тянущий служебную лямку. В его повестях и рассказах присутствует "созидательная насмешка над платоническим благородством героев" (по выражению Добролюбова. В 60-е годы Плещеев создаёт рассказ "Чему посмеёшься, тому и послужишь", провинциальные сцены "Ловкая барыня" о хождении в народ, рассказ "Лотерея", цикл "Дачные романы" ("Жилец", "Барышня"), рассказ "На свою шею", "Чужие письма" - о разлагающем влиянии буржуазных отношений на нравы людей. Его произведения отличают лёгкость и живость повествовательного слога, ненатужный юмор, умная ироничность, ясность и простота. Плещеев писал: "Ничто не трудно, как простота. В этом отношении слог Пушкина - для меня высший образец."
Значительное влияние на развитие взглядов молодого Плещеева оказал Николай Алексеевич Спешнев, лицейский приятель Петрашевского, Фёдор Михайлович Достоевский и поэт Сергей Дуров. Достоевский посвящает свою повесть "Белые ночи" Плещееву, а Плещеев посвящает Достоевскому рассказ "Енотовая шуба" (1847) и позднее, повесть "Дружеские советы". 1847 - 1849 года Плещеев посвящает прозе. Ориентиром и образцом прозаических опытов Плещеву служил Николай Васильевич Гоголь. "Мы рады появлению в нашей литературе такого лёгкого дарования..." - писал о Плещееве М. М. Достоевский, брат Ф. М. Достоевского. Плещеев, в своих произведениях, отстаивая задачи "натуральной школы", писал в 1847 году: "Пускай литература, которая должна быть воспроизводительницею жизни, показывает нам этих резонерствующих, непрактичных представителей "лишних" и "маленьких" людей, но показывает вместе и причины, почему они сделались такими, какими мы видим их (Ивельев "Шалость")... мы хотим знать корень зла". Плещеев искал "корень зла" в неблагополучных условиях жизни общества.
С Некрасовым, помимо взаимных личных симпатий, Плещеева связывало чувство духовного родства, общность мировосприятия, близость поэтических задач: сострадать ближнему, подавать руку помощи слабому, угнетённому, черпать силы для жизнестойкости в недрах народного бытия, непоколебимо бороться с чёрной неправдой зла.
М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке "Приключение с Крамольниковым" сказал слова о своём герое писателе-демократе, которые можно поставить эпиграфом к жизни и творчеству Алексея Николаевича Плещеева: "Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстановить в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придёт и мрак его не обнимет. В этом заключается задача всей его деятельности".
Один из величайших писателей земли русской А. П. Чехов многим обязан Плещееву на стезе своего "серьёзного" творчества: начав работу над первым своим крупным произведением - повестью "Степь", Чехов просит Плещеева в письме "...быть крёстным батькой". Чехов всегда очень чутко и внимательно прислушивался к плещеевским замечаниям - например, при переделке повестей "Огни", "Скучная история", рассказа "Именины". Свой несостоявшийся роман (он был только-только начат) Чехов, как можно судить по его письмам, намеревался посвятить Плещееву в знак особой признательности.
(Использован материал биографической статьи Николая Кузина "А. Н. Плещеев и его проза" к книге А. Н. Плещеева "Житейские сцены".

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +