Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич

06.06.1799 - 10.02.1837

Биография

Пушкин Александр Сергеевич (1799 - 1837 годы жизни) - русский поэт, прозаик, драматург, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году вследствие конфликтов с начальством уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны полученной на дуэли. Творчество Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма юж. поэм ("Кавказский пленник" (1820-21), "Бахчисарайский фонтан" 1823, "Цыганы" (1823-24) к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы 19 в.: народ как движущая сила истории ("Борис Годунов" 1825, отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества ("Евгений Онегин" 1823-31), личности и государства ("Медный всадник" 1833), судьба "маленького человека" ("Повести Белкина" 1830), власть денег над людскими душами ("Пиковая дама" 1833) и др. В маленьких трагедиях ("Моцарт и Сальери", "Каменный гость"), философской лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературе. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, реализм, народность, историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы. (СЭС, М, "Советская энциклопедия", 1987). Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен, как в русской литературе Х1Х в. Но именно Пушкина по праву считаем мы родоначальником нашей классической литературы, началом всех ее начал. В его беспримерной созидательной мощи, в многогранности его писательского облика, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и творческая сила породившего его великого народа. Еще при жизни Пушкина это превосходно понял и высказал великий его современник и благоговейный ученик Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер... Самая его жизнь совершенно русская". Действительно, не только в творчестве А. С. Пушкина, но и в самой его жизни, в самой личности поэта с исключительной полнотой выступают лучшие, драгоценнейшие особенности русского человека. Гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего косного, рабского, мешающего расцвету личности человека, развитию народа, составляют одну из существенных сторон характера Пушкина и его творчества. Родился Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Его родители были типичными представителями столичного обедневшего дворянства. Для своих сыновей они хотели одного - блестящей служебной карьеры. Именно поэтому они отдали своего старшего сына Александра, который рос в семье непохожим на других ребенком, в закрытое привилегированное учебное заведение - Царскосельский лицей. Лицей, помещавшийся в одной из пристроек царского дворца, специально предназначался для воспитания и подготовки правящей верхушки страны. Здесь Пушкин, как и лучшие из его лицейских друзей, пришелся явно не ко двору. Он оказался одним из самых непокорных и, с точки зрения начальства, сомнительных учеников. Его стихи, которые он начал писать в лицейские годы, стали появляться в печати и встретили горячее одобрение со стороны выдающихся писателей-современников. Стихи были проникнуты глубоким патриотическим духом (навеянные войной 1812 года "Воспоминания в Царскосельском Селе") и протестом против рабства ("Лицинию"). Из лицея Пушкин вышел в годы большого общественного подъема, наступившего после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года. В России начали складываться тайные политические организации. На гребне этой волны стало развертываться и гениальное дарование Пушкина. В ранней молодости Александр Сергеевич ставил под стихами инициалы "А. П." или "Св. ч. к." - это сокращенный псевдоним "Сверчок", присвоенный Пушкину во время приема его в общество "Арзамас" - своеобразную передовую литературную академию России. Вольные стихи, политические эпиграммы, которые он начинает писать в эти годы, исполнены неумолимого презрения к "самовластительным злодеям" на троне и их холопам в военных и чиновничьих мундирах, к ""барству дикому". Ода "Вольность" написана вслед за одноименной одой Радищева, "К Чаадаеву", "Деревня" и эпиграммы, широко расходившиеся в списках, оказали огромное революционизирующее влияние на передовые круги общества. Пушкин, хотя и не был членом тайных политических обществ, по существу являлся своего рода поэтическим вождем декабризма, как политическим его вождями были Рылеев и Пестель. Почувствовало это и царское правительство. По личному распоряжению Александра 1 Пушкин в мае 1820 года был выслан из Петербурга далеко на юг. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт со своим новым начальником, чванливым и надменным одесским генерал-губернатором Воронцовым. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое псковское поместье матери - в село Михайловское. В течение двух лет принудительного пребывания в Михайловском Пушкин близко познакомился с жизнью и искусством простого народа - народными песнями, сказками, которые очаровали его своей поэтичностью и оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие творчества. Возвращенный в 1826 году новым царем, Николаем 1, из ссылки сначала в Москву, позднее в Петербург, Пушкин продолжает оставаться глубоко чуждым и враждебным аристократическому дворянству. "Я гимны прежние пою" - заявляет поэт в стихотворении "Арион", написанной в связи с первой годовщиной казни декабристов. Один из таких гимнов - стихотворение "Анчар" (1828) - исключительный по силе протест против угнетения человека человеком. По приказу Николая 1 жандармы устанавливают за Пушкиным слежку, цензура жестоко преследует поэта, его травят продажные журналисты. Ненавидевшие Пушкина правящие придворно-светские круги, "жадною толпой стоящие у трона", рукой чужеземного проходимца и карьериста Дантеса расправляются с "певцом свободы": 29 января (10 февраля) 1837 года поэт, вступившись за честь жены, умирает смертельно раненный на дуэли. За свою короткую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело - довел до высочайшего совершенства русский литературный язык и заложил твердые основы всей классической русской литературы, создав ряд величайших произведений не только поэзии, но и драматургии, и художественной прозы. Пушкин с детства дружил с книгами. Допоздна засиживался он в кабинете отца. Одну за другой прочитывал книги на русском и французском языках. Куда бы ни ехал Пушкин, книга была его неизменным спутником. Сосланный в Кишинев, Одессу, Пушкин не расставался с Шекспиром, которого он читал в подлиннике. В поездке по Кавказу Александр Сергеевич наслаждался стихами "Божественной комедии" Данте. Великий русский поэт любовно заботился о своей домашней библиотеке. Все стены кабинета заставлены были полками с книгами. Кроме русских, здесь стояли книги на 14 иностранных языках. И все эти книги Пушкин читал. Одни языки он знал отлично, другие - хорошо, иные только начал изучать. Замечательно то, что Пушкин, желая что-либо перевести на русский язык, обязательно знакомился с подлинником. После дуэли поэт прожил три дня. Он лежал на диване в кабинете и, мужественно сдерживая стоны, мучился от страшной боли. Затуманенный взор поэта останавливался на полках. Да, с ним его любимые книги. "Прощайте, друзья!" - тихо прошептал он запекшимися губами. Эти последние слова Пушкина слышал Владимир Иванович Даль, присутствовавший при кончине поэта, Александра Сергеевича Пушкина.

Информация

Свою литературную деятельность Пушкин начал учеником старших поэтов-современников: Державина и в особенности Батюшкова и Жуковского. Но уже в своих лицейских стихах юный поэт начал перерастать учителей. Большой творческий рост сказался в его гражданских "вольных стихах" (1817-1819) и особенно в первом крупном произведении - поэме "Руслан и Людмила", завершенной в 1820 г. В поэме, связанной с русской национальной почвой и с миром русского сказочного эпоса, засверкал никогда дотоле неслыханный в нашей поэзии изумительный пушкинский стих. Именно с "Руслана и Людмилы" Пушкин начинает вводить в сферу русского литературного языка живой, народный говор, провозглашая через некоторое время знаменательный призыв учиться правильности и чистоте русской речи не в дворянских гостиных, а на площадях и базарах - у простого народа. Сам Пушкин имел право сказать о своей поэме: "Там русский дух, там Русью пахнет!" В последующих созданиях поэта еще теснее становится связь пушкинского творчества уже не с условной, а с вполне реальной русской действительностью. В поэме "Кавказский пленник", начатой в том же 1820 году, Пушкин ставит перед собой задачу сделать поэзию средством художественного отражения и орудием познания жизни. Герой поэмы проникнут вольнолюбивым духом, резко отрицательно относится к окружающей его дворянской среде, бежит от нее на Кавказ, но вместо желанной свободы попадает в рабство к черкесам. В образе пленника Пушкин, по его же собственным словам, "хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи Х1Х века".Задача, поставленная поэтом, была непосредственно подсказана ему жизнью. Пушкин пытался решить ее в форме романтической поэмы - новом литературном виде, созданном английским поэтом Байроном. Образ героя субъективен: он отражает переживания и настроения самого поэта; Пушкин ставит его в необычную обстановку - могучая и величавая кавказская природа окружает его прошлое атмосферой таинственности. Всему этому соответствует возвышенно-лирический стиль поэмы. С появлением в печати "Кавказского пленника" двадцатичетырехлетний Пушкин сам становится учителем поэтов- современников, признанным главой русского романтизма. Критики того времени единодушно провозглашают его северным Байроном . И действительно увлечение титанически- мятежным творчеством романтика Байрона сказывается в написанных Пушкиным в период южной ссылки романтических поэмах "Бахчисарайский фонтан", "Братья-разбойники". Но уже вскоре поэт начинает критически относиться к романтизму Байрона и в особенности к его героям-индивидуалистам, которые хотят воли лишь для себя. Это отчетливо звучит в "Цыганах" (1824), последней из цикла его романтических поэм, и с полной силой сказывается в ранее начатом романе в стихах "Евгений Онегин". Работа над "Евгением Онегиным" продолжалась около восьми лет (1823-1831). "Евгений Онегин" стал одним из самых важных событий в истории русской литературы. В лице героя романа Пушкину удалось "сладить" с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи, эскизно-романтически намеченным в образе кавказского пленника и Алеко; Евгений Онегин - правдивый образ героя, который будучи на голову выше окружающего его общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится "лишним человеком". В романе Пушкин показал социальные причины появления в русском обществе подобных характеров и создал в то же время широчайшую художественную картину русской жизни своего времени.В "Евгении Онегине" Пушкин предстает перед нами во весь свой гигантский рост величайшего поэта действительности, основоположника русского критического реализма. Пушкин умел создавать и положительных героев. В "Евгении Онегине" - это Татьяна "русская душою", "милый идеал". Положительные герои Пушкина - это и русская патриотка Полина в "Рославле", и кузнец Архип в "Дубровском", и Пугачев в "Капитанской дочке". Если в "Евгении Онегине" дано ярчайшее изображение современной поэту жизни, то в исторической пьесе "Борис Годунов" (1825) с огромной силой творческого проникновения воссоздается Пушкиным картина русского прошлого. Работая над "Борисом Годуновым", Пушкин задался целью "Преобразовать русский театр"; взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развертывающей широкую и правдивую панораму одной из самых драматических эпох русской истории. Замысел этот был осуществлен. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим "Горе от ума", Пушкин явился основоположником русской реалистической драматургии. "Борисом Годуновым" открылся ряд крупных произведений Пушкина на темы из русской истории. Через два года он начинает новое произведение на исторический сюжет - роман в прозе "Арап Петра Великого" (1827), а в следующем году создает историко-героическую поэму "Полтава". Однако уход Пушкина в прошлое, в историю, отнюдь не является отрывом от современности. На историческом материале Пушкин ставит и решает ряд волнующих его проблем: в "Борисе Годунове" подчеркивает огромную решающую роль народа в политической жизни страны; в "Полтаве" и "Арапе Петра Великого" противопоставляет человеку, живущему узколичными интересами и страстями, образ подлинного исторического героя, ставящего и решающего назревшие задачи большого национального значения. В создании русской классической прозы у Пушкина почти не было предшественников. "Проза наша так еще мало обработана, - замечал он, - что даже в простой переписке мы вынуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Незаконченный роман "Арап Петра Великого" по существу был первым прозаическим опытом Пушкина. Величайший художественный гений, Пушкин был и великим тружеником. С неустанной творческой энергией и настойчивостью он продолжает в конце 20-х годов работать в области прозы. К этому времени относится ряд планов и набросков прозаических произведений самого разнообразного содержания. Ни один из них не был закончен. Но работа Пушкина над языком и стилем художественной прозы не пропала даром. В 1830 году он создает пять завершенных прозаических произведений, объединенных общим названием "Повести Белкина". В разговоре с одним из знакомых, на вопрос: "Кто этот Белкин?" - Пушкин ответил: "Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно". Действительно, язык повестей, как и всей последующей прозы Пушкина, - это язык четкой и острой мысли: он точен, ясен и сжат, лишен каких бы то ни было псевдопоэтических украшений. Из "Повестей Белкина" исключительное значение в дальнейшем развитии нашей литературы получил "Станционный смотритель". Глубоко правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями замечательную галерею "бедных людей", униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека обстоятельствами. "Повести..." писались Пушкиным осенью 1830 года в селе Болдине, куда поэт приехал на короткое время и где из-за холерного карантина вынужден был пробыть около трех месяцев. Болдинская осень составляет одну из самых ярких страниц литературной биографии Пушкина. Это исключительный пример, едва ли не единственный во всей мировой литературе, гениального творческого подъема. Кроме пяти повестей и примыкающей к ним "Истории села Горюхина", Пушкин дописывает в Болдине две последние главы "Евгения Онегина", пишет шуточную повесть в стихах "Домик в Коломне", создает четыре "маленькие трагедии", "Сказку о попе и о работнике его Балде", около тридцати лирических стихотворений, наконец, набрасывает весьма большое число критических и полемических статей. Болдинская осень нагляднее всего показывает, какой огромный и многогранный мир мыслей, чувств и творческого воображения нес в себе Пушкин, какой могучий родник неиссякаемой творческой энергии бил в нем. "Маленькие трагедии" относятся к числу самых выдающихся произведений Пушкина. Особенно значительны "Скупой рыцарь" и "Моцарт и Сальери". Эти действительно совсем небольшие пьесы - образец глубочайшего проникновения Пушкина во внутренний мир незаурядного человека, охваченного злой, эгоистической страстью (скупостью, завистью), которую он тщетно пытается оправдать с своих собственных глазах. Сказывается в "маленьких трагедиях" и необыкновенное умение русского поэта воссоздать жизнь, быт и психологию других народов в различные исторические эпохи. В 30-е годы - последнее шестилетие своей творческой деятельности - Пушкин все чаще обращается к прозе. Предельного совершенства проза Пушкина достигает в повести "Пиковая дама" (1833) и в его последнем крупном произведении - историческом романе "Капитанская дочка" (1836). Это произведение замечательно еще и в том отношении, что для его создания соединились в одном лице великий художник и пытливый ученый-исследователь. По архивным материалам тщательно и глубоко Пушкин изучает эпоху пугачевского восстания, едет на место действия романа - в Поволжье, в оренбургские степи. В результате наряду с романом Пушкиным был написан ценный исторический труд "История Пугачева", названный по требованию Николая 1 "Историей пугачевского бунта". Работая в 30-е годы главным образом в области прозы, Пушкин не оставляет ни стихов, ни драматургии. Именно в это время им создан ряд чудесных стихотворных сказок, в которых поэт сумел замечательно приблизиться к духу и складу народного творчества. Вспоминая свои отроческие годы, Максим Горький писал: "Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну". В 1833 году Пушкин создает гениальную "петербургскую повесть" в стихах - "Медный всадник". Героическая поэма о величии и мощи России сочетается в ней с реалистическим рассказом о скорбях и несчастьях "маленького человека", бедного петербургского чиновника. "Медный всадник" - поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем России. Как и в "Полтаве", Пушкин славит здесь национальное значение дела Петра 1, который вывел страну на широкий путь всемирно-исторического развития. Но тирания царской власти глубоко враждебна поэту. В поднятом кулаке "безумца" Евгения, в его произнесенной сквозь стиснутые зубы угрозе "горделивому истукану" - Петру: "Ужо тебе!.." - заключен несомненный обвинительный приговор царскому самодержавию, предсказание его неотвратимой грядущей гибели. Не случайно в творческих тетрадях этой поры Пушкин делает зарисовку памятника Петру 1, но медного всадника на рисунке нет: конь сбросил седока. Почти каждое из больших произведений Пушкина не только великое чудо искусства, но и новая ступень в развитии русской литературы. Кроме крупных, монументальных созданий, поэтом написано множество мелких стихотворений. По своей натуре Пушкин был глубоко непосредствен, жизнерадостен, исключительно отзывчив, исполнен горячего сочувствия ко всему талантливому, благородному. Эти прекрасные черты духовного облика Пушкина ярко отразились в его лучших лирических стихотворениях, в особенности в стихах о дружбе и любви (стихотворения, посвященные годовщинам со дня основания лицея; послание в Сибирь сосланным на каторгу декабристам; такие жемчужины мировой поэзии, как "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил...", "Зимнее утро", стихотворные обращения к няне и др.). Всю жизнь Пушкин боролся за литературу, насыщенную передовым общественным содержанием, обращенную, как он писал в стихотворении "Я памятник воздвиг...", ко всем народам нашей многонациональной родины. Но вместе с тем Пушкин требовал, чтобы писатель выражал это содержание в совершеннейшей художественной форме. Совершеннейшим по форме было художественное творчество самого Пушкина. Он, как никто, умел и учил находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом, обыкновенном. В этом выразилось то новое, особенное, что внес он в мировую сокровищницу художественного слова. Высшая красота для Пушкина равнялась высшей простоте. Отсюда - величайшая сдержанность пушкинского художественного слова, необычайная сжатость, насыщенность большинства его произведений - никем не превзойденный знаменитый пушкинский лаконизм. В творчестве Пушкина заключен неиссякаемый источник солнечного оптимизма - это вера в торжество человеческого разума, в "младую жизнь", идущую на смену старому, отжившему, в победу света и жизни над силами мрака. Бессмертный пушкинский клич: "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" - это и наш клич, наша уверенность в торжестве счастья и добра. Статья подготовлена по материалам 11 тома "Детской энциклопедии",М, 1968 г, стр. 259 - 267, фотография портрета юного Пушкина художника В. А. Фаворского там же, стр. 260. На нашей страничке вы можете бесплатно слушать онлайн или скачать главные сказки Пушкина: "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне и семи богатырях", "Золотой петушок", "О попе и работнике его Балде", роман в стихах "Евгений Онегин", поэму "Руслан и Людмила", стихи. В плане сайта будет продолжено озвучивание 8-ми томного СС А. С. Пушкина: "Сказка о медведихе", все поэмы, стихи, проза Александра Сергеевича Пушкина.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +