Авторы / Салтыков-Щедрин Николай Евграфович
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (15.01.1826, с.Спас-Угол, Калязинского района Тверской губернии - 28.04.1889 годы жизни, Петербург), великий русский писатель-сатирик, публицист. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Демократ-просветитель, идейный ученик В. Г. Белинского и французских социалистов-утопистов Ш. Фурье и Сен-Симона. В 1868 - 1884 годы редактор журнала "Отечественные записки", до 1878 - совместно с Н. А. Некрасовым. На протяжении 40 - 80-х годов Х1Х в. создал много произведений, прославивших его как в России, так и далеко за ее пределами. Творчество Салтыкова направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки" (1856 - 57), "Помпадуры и Помпадурши" (1863-74), "Пошехонская старина" (1887-89), "Сказки" (преимущественно 1882-86). Книги Салтыкова-Щедрина полны гнева и боли за Россию, за горькую жизнь ее народа. Писатель показал ничтожность и паразитизм господствующих классов - помещиков и буржуазии. Он верил, что обманутый и зажатый народ, сбросит ненавистное иго и создаст новое общество, без эксплуатации и невежества.
По словам самого писателя, он "воспитан крепостными мамками", "обучен грамоте крепостным грамотеем". "Все ужасы вековой кабалы... видел в их наготе". У наблюдательного и чуткого подростка пробуждается протест против жестокости и бесчеловечности, процветавших в самодержавно-крепостнической России, описанной им впоследствии в "Пошехонской старине".
Учился Салтыков сначала в московском Дворянском институте (1836-1838 годы), а затем в Петербурге, в Царскосельском лицее (1838-1844), где готовили царских чиновников. В лицее он начал писать стихи, встретил будущего революционера и социалиста Петрашевского, который стал впоследствии его "незабвенным другом и учителем". Салтыков увлекался сочинениями французских социалистов-утопистов и романами Жорж-Санд, в которых утверждалось право каждого человека на свободу и счастье.
В своих первых произведениях Салтыков выступил против социального неравенства. Герою его повести "Запутанное дело" (1848) общественный строй России представлялся в виде огромной пирамиды из людей, в самом основании которой бедняки, задавленные тяготами жизни. Николай 1 нашел в повести "стремление к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу". Он сослал молодого писателя в 1848 году в Вятку. Только после смерти царя, в 1855 г. Салтыков смог возвратиться в Петербург.
В 1857 году вышла новая книга Салтыкова - "Губернские очерки", на которой появился его псевдоним - Щедрин. "Губернские очерки", направленные против помещичьего гнета и чиновничьего произвола, читала вся грамотная Россия. Книга показала, что годы ссылки не сломили волю писателя. В "Губернских очерках" он создал сатирические образы дворян, купцов, чиновников. Жгучая насмешка над угнетателями сочеталась у Щедрина с болью за страдания народа.
В 60-е годы великий сатирик решительно выступил против самодержавия в своей знаменитой книге "История одного города" (1869 - 1870), в которой стремился разрушить веру народа в "доброго царя". Пародируя официальную историографию, создал гротескно-сатирическую галерею образов градоправителей. Вымышленный провинциальный город Глупов - это как бы царская Россия в миниатюре. Повествование в книге дается в форме исторической хроники от лица наивного глуповского летописца (архивариуса). Он рассказывает о делах управлявших городом градоначальников. Были среди них "кроткие", были и "буйные", но итоги их деятельности на редкость одинаковы: все градоначальники приносили глуповцам разорение, голод, обиды. В глуповских градоначальниках сатирик показал характерные черты русской самодержавной власти: грабеж и беззаконие, прикрытые законом, враждебное отношение к прогрессу, просвещению, свободе. При этом Салтыков-Щедрин смело использовал выдумку, преувеличение, фантастику. Градоначальника Брудастого, например, он наделил головой, которая снималась, как шляпа, а внутри имела "органчик", выкрикивавший слова: "Не потерплю!", "Разорю!" Этих слов было достаточно Брудастому для управления Глуповом. Брудастому все человеческое чуждо, ибо он сам не человек, а машина. При нем в Глупове "хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают". Это и происходило в России, в особенности после реформы 1861 года. Градоначальник Бородавкин "спал только одним глазом", и "столько вмещал он в себе крику, что от оного многие глуповцы и за себя и за детей навсегда испугались". Градоначальники "просвещали" глуповцев. Слово цивилизация Бородавкин толковал, как "науку о том, колико (т.е.как) каждому Российской империи доблестному сыну ... быть твердым в бедствиях надлежит". В результате "цивилизованного" управления градоначальника Негодяева Глупов представлял собой "беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб", "глуповцы обросли шерстью и сосали лапы". Враждебность самодержавия историческому прогрессу и благополучию народа Щедрин наиболее ярко выразил в гиперболическом образе градоначальника Угрюм-Бурчеева. Этот тупой правитель хотел превратить Глупов в большую казарму, глуповцев - в рабов: они должны были вставать, ложиться спать по сигналу, ходить на работу в строю, пахать и боронить по команде. Праздников не полагалось. не полагалось радостей, песен, веселья. "Зачем?" - спрашивал угрюмый деспот. Стремясь пробудить у читателя презрение к самодержавному строю, писатель показал глуповских правителей не только жестокими, но и смешными. Уже фамилии градоначальников указывают на их ничтожность: Прыщ, Бородавкин. В "Истории одного города" Щедрин нарисовал ужасающую картину народного бесправия, горя и нищеты.
Писатель прекрасно понимал, что самодержавный строй опирается на буржуазию и помещиков. В "Благонамеренных речах", "Убежище Монрепо" сатирик создал типы буржуазных хищников: Дерунова, Колупаева, Разуваева. Они приобретают богатства обманом, мошенничеством, преступлениями. Все это, однако, не мешает им быть в глазах властей опорой самодержавия. Глазами русского передового человека видит Салтыков-Щедрин европейское общество. В книге очерков "За рубежом" (1880-1881) Салтыков заклеймил политический строй и нравы буржуазной Европы. Перед читателем проходит буржуазная Германия с чванливой военщиной, наглой проповедью презрения к другим народам; Франция - с парламентом-говорильней. Ленин назвал классической сатирическую характеристику буржуазной Франции у Щедрина: "Щедрин классически высмеял когда-то Францию, расстрелявшую коммунаров, Францию пресмыкающихся перед русскими тиранами банкиров, как республику без республиканцев".
Щедрин всю жизнь вел борьбу с помещичьим строем.
Среди произведений великого сатирика, обличающих барский эгоизм, жадность и бессердечие помещиков-дворян, их высокомерно-жестокое отношение к народу, романы "Господа Головлевы" (1875 - 1880) и "Пошехонская старина" (1887 - 1889) занимают особое место. С особенной психологической глубиной раскрыт писателем процесс вырождения дворянства, духовный и физический распад барской семьи в романе "Господа Головлевы". В нем отразились дореформенная и пореформенная эпохи. Три поколения семьи Головлевых проходят перед читателем - люди, непригодные к труду, душевно опустошенные, кончающие одни пьянством, другие самоубийством. Головлевы прежде всего собственники. Они ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война. Здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих.В образе Иудушки Салтыков-Щедрин особенно полно и глубоко раскрыл социально-психологический процесс разрушения личности помещика-собственника. Иудушка - лицемер, он не живет, а играет роль то любящего сына, то нежного отца, то заботливого брата и всегда честного и бескорыстного человека. В действительности для него нет ничего святого, дорогого. Он обкрадывает мать, глумится над умирающим братом, одного сына доводит до самоубийства, другого - до ссылки, а от третьего отказывается. Блестящий мастер психологического анализа, Щедрин показывает нарастающее душевное опустошение Иудушки, которое приводит его к позднему и бесплодному, а потому особенно мучительному раскаянию. Опустошенность Иудушки, его лицемерие раскрываются в романе и в великолепной по мастерству речевой характеристике героя: Иудушка необычайно многословен, сладкоречив. "Словами-то он сгноить человека может", - говорит об Иудушке староста. Образ Иудушки имеет мировое значение, потому что в нем воплощено лицемерие и жестокость не только русского помещика, но и человека-собственника вообще.
В 80- годах, когда царизм стал особенно жестоко преследовать передовую литературу, был закрыт редактируемый Щедриным демократический журнал "Отечественные записки". Нужно было найти новую форму общения с широким кругом читателя и обойти цензуру. Щедрин обращается к сатирической сказке. Он использовал отдельные образы и приемы народной сказки (образ Волка - дворянина, Льва - царя; прием троекратного повторения). Сатира в ней приобрела политический характер. Щедрин обличает царя в образе злого и глупого Орла, который не способен одолеть даже азбуку ("Орел-меценат"). Не лучше царя и столпы царской власти: министр Осел, тупой губернатор Медведь "Медведь на воеводстве"). Грабителя-помещика и хищника-буржуа сатирик заклеймил в образе кровожадного Волка ("Бедный Волк"). Трагедию народных масс писатель передал в сказке "Коняга". Сказки Щедрина изумляют умением писателя в небольшом по размерам произведении выразить важные идеи и наблюдения.
В 80- е годы Щедрин написал роман "Современная идиллия", где высмеял и разоблачил всякого рода негодяев на службе у царизма, тех, кто осуществлял политический гнет в стране, трусость либеральной интеллигенции, продажность прессы. В книге "Мелочи жизни" (1886) писатель показал трагедию жизни "маленьких" людей. Творческий путь Щедрина завершился замечательным автобиографическим романом "Пошехонская старина", в котором он нарисовал страшные картины крепостного быта.
Художественный гений Салтыкова-Щедрина многогранен, но высочайших вершин он достиг именно в сатире. Он сумел в гиперболизированных образах своих сатир передать бесчеловечность, тупость и историческую обреченность господствующих классов. Фантастическое у Щедрина - художественный прием, в его основе всегда лежат реальные факты. Когда Щедрин, например, рассказывал, как градоначальник Брудастый по ночам пил кровь у сонных обывателей, то читатель понимал, что речь идет о кровопийце самодержце.
Щедрин неистощим и изобретателен в средствах обличения и насмешки над угнетателями народа. Своим персонажам он дает комические фамилии (Дыба, Удав, Перехват-Залихватский, Толстолобов), клички и прозвища (продажную газету называет "Чего изволите?", буржуазного репортера - Подхалимов). Он блестящий мастер пародии, царские законы, указы, правительственные газеты становятся объектом его пародий. В борьбе с цензурой Щедрин выработал иносказательную манеру повествования, так называемую эзопову речь, насыщенную намеками, словечками, смысл которых легко разгадывался читателем.
Голос Щедрина дошел до народа. "Мы узнали и полюбили сочинения... Михаила Евграфовича, - писали тифлисские рабочие в 1889 году. Сатира Щедрина оказала благотворное влияние на творчество Маяковского, Ильфа, Петрова и других литераторов. Его сатирические образы прочно вошли в общественное сознание народа. Традиции творчества Салтыкова оказали существенное влияние на развитие русской литературы.
Салтыков Михаил Евграфович