список книг / Военная авиация России / Самолёт "КОМТА"
Аудио книга Виктора Шункова "Военная авиация России", статья "Отечественный самолёт КОМТА".
Вопросом перевооружения тяжёлой бомбардировочной авиации вместо морально устаревших бомбардировщиков "Илья Муромец" в 1920 году занималась КОМТА (Комиссия по тяжёлой авиации). В отличие от "Ильи Муромца" спроектированная машина была выполнена на "модной" в то время в авиации Европы и Америки схеме триплана с крыльями небольшого удлинения. Это сделало самолёт более компактным и лёгким.
Фюзеляж самолёта был выполнен по аналогии с фюзеляжем "Ильи Муромца". Ферма образована четырьмя деревянными лонжеронами, соединёнными вертикальными стойками и усиленными проволочными расчалками. Обшивка фюзеляжа - полотно и фанера. Левый борт был снабжён дверью.
2 однорядных 6-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения "Фиат" мощностью по 240 л.с. комплектовались деревянными винтами диаметром 3,2 м.
Первая попытка взлететь самолёту "КОМТА" не удалась, также как и вторая. Осенью 1923 года после многочисленных доработок удалось поднять КОМТУ в воздух. КОМТА развивал скорость 130 км/час. Дальнейшая разработка самолёта была признана нецелесообразной.