список книг / Военная авиация России / Самолёт И-5 ЦКБ-39
Познавательная аудио энциклопедия В. Н. Шункова "Военная авиация России", статья "Самолёт И-5 ЦКБ-39", об авиаконструкторах - заключённых.
В создание истребителя И-5 вмешалась тайная полиция ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). ОГПУ арестовало группу авиационных инженеров и техников, обвинив их во вредительстве и участии в контрреволюционных организациях. Арестованы были Григорович и Поликарпов. Без суда, коллегия ОГПУ присудила "вредителей" к разным срокам, Поликарпова присудили к расстрелу. ОГПУ же решило заставить обвинённых работать в тюрьме по своей специальности. В 1929 году в Бутырской тюрьме создали "Особое конструкторское бюро" (ОКБ). Главным конструктором был назначен Григорович, его заместителем Поликарпов. Условия в Бутырке не способствовали успешной работе. Поэтому в начале 1930 года ОКБ перевели на территорию авиазавода № 39, а ОКБ переименовали в ЦКБ-39.
Первый полёт нового самолёта состоялся 29 апреля 1930 года. Это был полутораплан. Двигатель М-22 мощностью 480 л.с. развивал скорость 252 км/час.
Вооружение - 2 пулемёта 7,62 мм калибра и 2 бомбы по 10 кг.
10 июля 1931 года Сталин амнистировал и наградил всех авиаконструкторов.