Аудиокниги развивают интерес к чтению. На нашем сайте мы предлагаем всю необходимую информацию о книге, биографии писателя, аудиотекст, краткое содержание по главам. Предлагаем быстро и просто аудиокниги скачать бесплатно, без регистрации и смс. Приятного прослушивания аудиокниг.
Mini

Авторы / Толстой Лев Николаевич

Толстой Лев Николаевич

1828 - 20.11.1910

Биография

Толстой Лев Николаевич (1828-1910, граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. В автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследуя "диалектику души", Толстой выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Тема мучительного поиска нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе, в попытке разрушить сословную замкнутость, являясь центральной в повести "Казаки" (1863), проходит через все творчество Л. Н. Толстого. В грандиозной эпопее "Война и мир" (1863-69) показан патриотический порыв русского народа, обусловивший победу России в Отечественной войне 1812 года. Критически изображая жизнь русского общества 70-х годов в романе "Анна Каренина" (1873-77), Толстой решает насущные проблемы современности в социальном и философском аспектах. В 80-90-е годы созданы роман "Воскресение" (1889-1899), повесть "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Кренйцерова соната" (1887-89), "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опублик. 1912), пьесы "Власть тьмы" (1886), "Живой труп" (1900) и мн.др. произведения, в которых усиливается социальный критицизм писателя и одновременно - христианско-морализаторские тенденции. Толстой - автор философско-религиозных, эстетических публицистических работ.Его творчество, оказавшее огромное влияние на мировую литературу, отразило противоречия целой эпохи русского общества (1861 - 1905) и было названо В. И. Лениным "зеркалом русской революции". (СЭС, М, "Советская энциклопедия" 1987). "Толстой - наш общий учитель", - утверждал выдающийся французский писатель Анатоль Франс. В 1847 году Толстой неожиданно для окружающих покидает Казанский университет, куда поступил в 1844 году и едет в свою усадьбу Ясная Поляна. Этот период своей жизни Толстой впоследствии описал в повести "Утро помещика". Молодой помещик Нехлюдов старается улучшить жизнь крепостных, вникнуть в их положение и помочь каждому, но сталкивается с недоверием к нему народа и вопиющей нищетой, от которой невозможно избавиться. Прожив в усадьбе, а позднее в Москве и Петербурге около четырех лет и не найдя дела по душе, Лев Толстой в 1851 году едет на Кавказ, где поступает на военную службу. Этим поступком он удивил окружающих: богатый помещик, имеющий графский титул и связи в высших кругах, он мог при желании сделать блестящую карьеру в столице. Но Толстой мечтает о другом. Попав на Кавказ, он стремится лучше узнать жизнь простого народа, сблизиться с казаками, в среде которых оказался, и зажить иной, лучшей жизнью. В 1853 году началась Крымская война. Толстой участвовал в обороне Севастополя на самом опасном участке - знаменитом четвертом бастионе. По живым следам военных событий он написал затем "Севастопольские рассказы". Толстой видел, что жизнь высшего света - придворных, именитых помещиков, высших чиновников и военных - полна тщеславия, эгоизма, лжи и является ненастоящей, "искусственной". Однако писатель полагал, что сама по себе взаимная любовь - богатых и бедных, угнетенных - может изменить жизнь к лучшему, уничтожить пороки современного ему общества. Толстой надеялся также, что, веря в бога и следуя заповедям религии, люди будут делать друг другу добро и станут счастливыми. Это была наивная иллюзия гениального писателя. Вернувшись с войны в Петербург, Толстой сблизился с Некрасовым, Чернышевским, Тургеневым и нашел свое призвание в литературной деятельности. Но она не стала для него "тихой гаванью". "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость", - утверждал он в одном из писем 1857 года. В неустанных, напряженных раздумьях, в постоянной тревоге, недовольстве собой и окружающими прошла вся жизнь Льва Николаевича Толстого. В 1862 году писатель женился на Софье Андреевне Берс, которая стала ему помощницей и преданным другом. С той поры он почти безвыездно жил в своей усадьбе. С необычайной сосредоточенностью и упорством работал он над своими книгами. Когда Софья Андреевна однажды спросила, не переутомился ли он, Лев Николаевич ответил: "А ты думаешь, что писательство дается даром? Нет, каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя". На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей "Война и мир". Напряженно работая над художественными произведениями, Л.Толстой в 60 - 70-х годах много сил отдавал общественной деятельности. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и взрослых и сам был их учителем. При участии Льва Толлстого в уездах Тульской губернии организовали еще 21 школу. В 70-е годы писатель составил азбуку для детей. Он помогал крестьянам в неурожайные, голодные годы. Враждебно, недоверчиво относилось царское правительство к педагогической деятельности Толстого. Особое недовольство властей вызывала Яснополянская школа. В усадьбе писателя произвели обыск, глубоко оскорбивший Толстого. Позже школу совсем закрыли. Раздумья о неограниченной власти царя, произволе помещиков и чиновников, о нищете, бесправии и забитости народа, положение которого после реформы 1861 года оставалось очень тяжелым, привели Толстого в конце 70-х и 80-х годах к душевному кризису. Произошел давно готовившийся переворот во взглядах писателя. Толстой окончательно понял "преступность, жестокость, мерзость той жизни", которую ведут люди богатых классов, строя свое "глупое материальное внешнее благополучие на страданиях, забитости, унижении" народа. В публицистических и художественных произведениях 1880 - 1900 г.г. Толстой с особенной силой бичует имущие классы. Он, по выражению Ленина, "обрушивается" на утопающих в роскоши господ, жестоко угнетающих народ, и гневно срывает с них "все и всяческие маски". Суровую правду жизни имущих классов обнажил писатель в своей повести "Смерть Ивана Ильича". Ее главный герой, преуспевший чиновник, лишь перед смертью замечает чудовищное лицемерие и ложь, до краев наполняющие повседневную жизнь всех людей его круга. Невелик по объему, но очень глубок по мысли рассказ Толстого, "После бала". Герой его - пожилой полковник. Милый и изящный вечером на балу, он неузнаваемо меняется утром, когда руководит публичным наказанием солдата шпицрутенами, прогоняя его сквозь строй. Он избивает одного из солдат, который ударил палкой по окровавленной спине своего товарища не так сильно, как требовало начальство. Добродушие, светская изысканность полковника - это всего лишь лживая и лицемерная маска. За ней скрывается зверская жестокость, достойная палача. Разоблачая антинародную сущность царского суда, армии, церкви и самого государства, резко отрицая частную собственность, показывая взаимоотношения и жизнь людей во всей их сложности, Лев Толстой в своих художественных и публицистических произведениях заставлял читателей задумываться о серьезных, глубоких противоречиях действительности. В конце Х1Х - начале ХХ века передовых русских людей особенно волновал вопрос о путях уничтожения царившего в стране зла. Правильно ответить на этот вопрос не мог и Лев Толстой. В. И. Ленин в статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции" дал следующее истолкование сущности противоречий во взглядах Толстого: "С одной стороны, беспощадная картина капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, юродивая проповедь "непротивления злу" насилием..." Толстой сам чувствовал противоречивость своих взглядов. Он сознавал, что, следуя его проповеди, народ не сможет избавиться от гнета и нищеты. Последние десятилетия жизни были для него временем особенно мучительных раздумий, колебаний и недовольства собой. Толстой отказался от помощи слуг, сам пахал землю, носил воду, пилил и колол дрова, помогал крестьянам строить избы, класть в них печи, тачал сапоги. Однако писатель не находил сил порвать с семьей и оставался жить в яснополянской усадьбе. "Все больше и больше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни", - записывает он в дневнике в 1907 году. В октябре 1910 года Толстой тайно уехал их Ясной Поляны, с тем чтобы не возвращаться туда. Ему было 82 года. В дороге Лев Николаевич заболел воспалением легких и на станции Астапово был вынужден сойти с поезда. Через неделю, 7 (20) ноября, Толстой умер. Похоронили его в Ясной Поляне. Сотни людей ежедневно посещают это дорогое всему человечеству место. Они идут мимо окруженных многолетними ивами прудов к усадьбе, осматривают небольшой двухэтажный дом, где работал Толстой, и, пройдя по аллеям тенистого парка к глубокому оврагу, подолгу стоят у поросшей густой травой могилы великого писателя.

Информация

Первое произведение Л, Н, Толстого автобиографично. Это трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность". Главный герой ее, Николенька Иртеньев, впечатлительный, чуткий и склонный к самоанализу мальчик, во многом напоминает самого автора. В душе Николеньки постепенно возникает критическое отношение к окружающему, растет желание жить лучше, честнее людей своего круга - дворян-аристократов. О своих впечатлениях о жизни казаков и раздумьях в эту пору Толстой рассказал в "песне своей юности" (по словам Ромен Роллана) - повести "Казаки", написанной десять лет спустя. Повесть эта перекликается с такими произведениями, как "Цыганы" Пушкина, "Бэла" из лермонтовского "Героя нашего времени", "Олеси" Куприна. В ней рассказана история любви человека из "цивилизованного " мира - дворянина Дмитрия Оленина к простой девушке из народа - гордой красавице казачке Марьяне. Оленин, во многом близкий автору, презирает ту жизнь, которую оставил в Петербурге. Он мечтает жить, как живут казаки, и хочет жениться на Марьяне, которую полюбил. Но Оленин не может по-настоящему сблизиться с казаками. Воспитание и среда наложили на него свой отпечаток. Оленина очень мало волнуют радости и горести окружающих, он думает прежде всего о себе. И казаки чувствуют это. Не удивительно, что Марьяна испытывает неприязнь к Оленину. Одинокий, чужой для всех, он вынужден уехать из казачьей станицы в ненавистный ему Петербург. Подлинные герои Крымской войны, описанные Толстым в "Севастопольских рассказах" - простые русские люди, которые "все могут сделать". "Из-за креста, из-за звания, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине". Мужественным и скромным солдатам писатель резко противопоставляет тех дворян-офицеров, которые друг перед другом кичатся "аристократизмом", стараются выставить напоказ свою храбрость. "Всякий из офицеров, - пишет Толстой, - маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалования". 1863 - 1869 годы - работа над романом-эпопеей "Война и мир". Произведение широко охватывает русскую жизнь начала Х1Х века. В центре внимания - Отечественная война 1812 года. Среди огромного числа персонажей "Войны и мира" (а их около шестисот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны 1812 года. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, подобно Толстому искавшие в жизни правду, справедливость и подлинное человеческое счастье. Незабываемы образы женщин в романе, и прежде всего исполненный особенного обаяния образ Наташи Ростовой, в котором, по выражению Р. Ролллана, запечатлен "трепет самой жизни". В "Войне и мире" очень ярко проявилось умение Толстого изображать человеческие переживания. Он, по удачному выражению Чернышевского, передавал "диалектику человеческой души", "сам таинственный процесс выработки мыслей и чувств". Писатель добился этого, используя внутренние монологи героев, которые занимают иногда целые страницы в романе. Таковы, например, мысли, мелькающие в сознании Пети Ростова накануне рокового для него боя, или раздумья раненого Андрея Болконского, вдруг увидевшего над собой высокое небо. Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 году испытали русские люди. В "Войне и мире" я любил мысль народную, - говорил писатель. И всем содержанием романа Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу. Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в "Войне и мире" были переданы мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого, бесконечно дорог людям нашей страны, имеет всемирное значение. "Этот роман, - быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны", - сказал французский писатель Луи Арагон. В романе Толстого "Анна Каренина" отразилось то смутное, тревожное время, когда в России после отмены крепостного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые буржуазные отношения. В жизни людей этой эпохи, по словам писателя, все было "неясно и запутанно". Толстой показал, что самые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в высшем обществе. Трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского сановника Каренина, обаятельной и искренней Анны, полюбившей другого человека и не скрывавшей этого чувства. Светские ханжи и лицемеры осудили ее любовь к Вронскому как преступное нарушение семейного долга. Петербургскому обществу Толстой противопоставил помещика Левина. Его взаимоотношения с женой Кити основаны на полном доверии и большой чуткости друг к другу. Но в душе Левина, счастливого семьянина, нет и тени безмятежного спокойствия: он, как и сам Толстой, не удовлетворен своей жизнью. Он полон тревоги и неустанно размышляет о смысле жизни, о своих взаимоотношениях с крестьянами, о настоящем и будущем страны. В 90-е годы Толстой создает последний из своих знаменитых романов - "Воскресение". С небывалой, даже в его произведениях, резкостью и страстностью бичует здесь писатель столичных аристократов и крупных царских чиновников, развращенных непомерной роскошью и безграничной властью, преступно равнодушных к людям, которые жили в унижении и неволе, на грани нищеты и в нищете. В центре романа - страшная судьба Катюши Масловой. Юную девушку, служившую горничной в помещичьей семье, соблазнил и бросил молодой князь Нехлюдов, и она после нескольких лет бездомной жизни в окружении низких, развращенных людей, после скитаний и мытарств попала в публичный дом, а позднее по недоразумению была обвинена в убийстве и сослана на каторжные работы. О переживаниях Катюши Масловой и князя Нехлюдова, который, случайно увидев Катюшу на скамье подсудимых, понял свою непоправимую вину перед ней, и рассказывается в романе.

Copyright MyAudioLib 2013. Design by maoz and bayguzin. All rights reserved +