Авторы / Цветаева Марина Ивановна
ЦВЕТАЕВА (Tsvetayeva) Марина Ивановна, родилась 8 октября 1892 в Москве, умерла 31 августа 1941 в Елабуге, русская поэтесса; дочь выдающегося филолога, профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств, Ивана Владимировича Цветаева (1847 - 1913) и Марии Александровны Мейн, полупольки, полунемки, "страстной музыкантши, любившей писать стихи. Проведя детство в Москве, в 16 лет начала учиться в Сорбонне в Париже. В 1910 году опубликовала свой первый сборник стихов "Вечерний альбом". Её стихи о русской революции прославляли антибольшевистское сопротивление, членом которого был её муж. Романтический максимализм поэзии Цветаевой проявляется в книгах "Вёрсты" (1921), "Ремесло" (1923). В творчестве периода эмиграции (1922 - 1939, большей частью Цветаева жила в Париже) поэтесса пишет разнообразные стихи. Большая часть лучших и наиболее характерных поэтических качеств демонстрирует длинная сказка в стихах - "Царь-Девица" (1922). Стихи Марины Цветаевой отражают растущую ностальгию по Родине, несовместимость поэта с окружающим миром (сатирическая поэма "Крысолов" (1925); книга "После России" (1928)), ненависть к фашизму (цикл "Стихи к Чехии" (1938 - 1939). Лирическая проза, эссе об А. С. Пушкине, А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.
В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном вернулась на Родину. Возвращение в СССР оказалось болезненным. Арестовали её мужа, дочь (возвратившихся раньше), сестру. Ариадна попала в лагерь, затем в ссылку. Сергей Эфрон был расстрелян в 1941. Стихи Марины Цветаевой не печатались. Не выдержав всех невзгод, Цветаева совершает самоубийство. Марина Цветаева является одним из лучших поэтов ХХ века. (По материалам СЭС, М "Советская энциклопедия", 1987 и "Настольная энциклопедия Britannica" том II, М, АСТ-Астрель, 2006).
Марина Цветаева верила в свою большую поэтическую судьбу: "Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черёд". Цветаева писала: "Страсть к стихам - от матери, страсть к работе и к природе - от обоих родителей..." Марина начала писать стихи в пятилетнем возрасте на русском, французском и немецком языках. В родительском доме царил культ античного и германского искусства, всюду стояли бюсты античных героев и богов. Античная мифология с детства вошла в сознание девочки.
В 1910 году появляется первая книга стихов Цветаевой "Вечерний альбом", встреченная благосклонно. В 1912 году выходит новый сборник стихов "Волшебный фонарь". В этом же году у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна. В 1913 году выходит сборник "Из двух книг", в 1915 Цветаева подготовила книгу "Юношеские стихи", книга осталась не издана. В неё вошли стихотворения "Моим стихам, написанным так рано...", "Идёшь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "С большою нежностью - потому...". В них беспощадная искренность, свежесть чувств и вместе с тем ощущение трагизма жизни. Цветаева хотела вписать себя в историю поэзией и самим существованием: "Я тоже была, прохожий!" Она усиленно искала героическое в своей родословной, вспоминала о двух своих бабках - простой сельской попадье и гордой польской панне: "Обеим бабкам я вышла - внучка:/ Чернорабочий - и белоручка!.." Большим поэтическим достижением Марины Цветаевой стала книга "Вёрсты", законченная в 1916 году, но вышедшая позже в двух книгах. В ней "Никто ничего не отнял...", "Ты запрокидываешь голову...", "Откуда такая нежность?..","За девками заглядывать не скис..." и в цикле "Стихов о Москве" возросшее мастерство поэта. Народная стихия стала константой стихов Цветаевой и с особенной мощью проходит в поэмах начала 1920-х годов: "Царь-Девица", "На красном коне", "Молодец", "Переулочки".
В революционные годы Цветаева жила в Москве, бедствовала. Она не приняла Октябрьскую революцию. Её муж, Сергей Эфрон, сражался в Добровольческой белой армии. В приюте умерла от истощения дочка Марины, бедствовали дочь Ариадна и сын Мур. В 1917 - 1920 годы Цветаева пишет книгу стихов "Лебединый стан", изданную в России лишь в 1990 году, появляются романтические пьесы "Червонный Валет", "Метель", "Фортуна", "Приключение", "Каменный ангел", "Феникс" или "Конец Казановы" и другие.
В 1922 году Цветаева выехала к мужу в Берлин, затем в Прагу. Там рождается сын Георгий. Через три года Цветаева переезжает в Париж. Пишет много, разное, особенно много о разлуке с Родиной, книги: "Стихи к Блоку", "Разлука", "Психея. Романтика", "Ремесло", поэмы: "Поэма заставы", Крысолов. Лирическая сатира", "Лестница", "Поэма Воздуха", "С моря", Попытка комнаты", "Новогоднее", "Красный бычок", "Перекоп", "Егорушка", дилогию "Поэма Горы" и "Поэма Конца", трагедии на античные темы "Тезей" (первое название - "Ариадна") и "Федра". В 1928 году Цветаева издаёт последний заграничный сборник "После России. 1922 - 1925". Проза Цветаевой ("Музей Александра III", "Дом у старого Пимена", "Сказка матери", "Кирилловна"), как и её стихи, несёт повышенную эмоциональность, напряжение мысли, дисгармонию стиля, усиленную метафоричность, разрыв слов на слоги.
Цветаева вошла в литературу бунтарём, любящим дерзко дразнить публику, бросать вызов устоявшимся литературным вкусам. В её стихах - пушкинская прозрачность. Она играла словом, обнажая его корневую суть. "Марина Цветаева, - писал хорошо знавший её Илья Эренбург, - совмещала старомодную учтивость и бунтарство, пиетет (глубокое уважение) и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок".