Авторы / Уэллс Герберт Джордж
УЭЛЛС (Wells Herbert George) Герберт Джордж (21 сентября 1866, Бромли, Кент, Англия - 13 августа 1946, Лондон - годы жизни), английский писатель, романист, журналист, социолог и историк. Классик научно-фантастической литературы. В романе "Машина времени" (1895), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции. Проблемы научного и технического прогресса Уэллс связывал с социальными ("Когда спящий проснётся", 1899) и нравственными прогнозами ("В дни кометы", 1906). Остросовременное звучание имели бытовые романы "Киппс" (1905), "Тоно-Бенге" (1909). Политическое мировоззрение Уэллса представляло разновидность фабианства. В 1920 и 1934 годах посещал Россию, беседовал с В. И. Лениным, которого назвал "кремлевский мечтатель" (кн. "Россия во мгле", 1920 год).
Уэллс с ранних лет жил в нужде и должен был зарабатывать на жизнь, поэтому ему нелегко было закончить Лондонский университет. Его преподаватели, крупнейшие учёные, ввели юношу в мир естественных наук. Изучая естественные предметы у Т. Г. Гексли в Лондоне, Уэллс сформулировал романтическую концепцию науки, которая вдохновляла его на изобретательную научную фантастику и романы в стиле фэнтези, благодаря которым он стал наиболее известен. Общественная жизнь, кипевшая вокруг будущего писателя, содействовала формированию его политических воззрений. Уэллс взял на себя роль общественного деятеля, выступая за прогресс в Лиге Наций. Уэллс стал социалистом, но не революционером. Напротив, всю жизнь он создавал различные теории о том, как мирным путём привести человечество к социализму. Первая мировая война поколебала его веру в реформы, но не заставила стать сторонником революций. Великую Октябрьскую революцию Уэллс рассматривал только как интересный эксперимент. Он приехал в Россию в 1920 году, беседовал с Лениным, поразился грандиозности плана электрификации страны.
Противоречия социальной жизни Англии и неблагоустроенность нашей планеты глубоко волновали Герберта Уэллса. Фантастика позволяла ему показать эти проблемы и попытаться найти выход. Не случайно он считал себя наследником сатирика Свифта. В "Машине времени" Уэллс раскрыл опасность классового разделения общества. Его путешественник во времени, попав в 802 701 год, увидел уродливые последствия капитализма, развившегося до чудовищных размеров. Потомки капиталистов - элои, обитающие на поверхности земли, выродились в беспомощные ничтожества, а потомки рабочих превратились в морлоков - людоедов, загнанных жить и работать под землю.
Общественная роль Уэллса возросла в 30-е годы, когда он смело поднял голос против фашистской идеологии. Роман "Какими станут вещи" (1933) был предостережением против фашизма, в киносценарии "Облик грядущего" (1935) он создал сатирический образ милитариста-диктатора, а в повести "Игрок в крикет" (1936) зло высмеял благодушие непонимавших опасность фашизма. В годы второй мировой войны он писал о героизме Советской Армии.
Позднее Уэллс отошёл от научной фантастики и обратился к воспоминаниям о своём детстве в семье, принадлежавшей к нижнему среднему классу: роман "Тоно-Банге" (1908), комедия "История мистера Полли" (1910). У него была десятилетняя связь с английской журналисткой, романисткой и критиком Ребеккой Уэст. Идея о необходимости продвигать народное образование нашла отражение в "Истории в общих чертах" (1920), Хотя в таком произведении, как "Опыт автобиографии" (1934), присутствует чувство юмора, большинство поздних работ Уэллса пессимистичны, даже горьки.
(Советский Энциклопедический Словарь, М, "Советская энциклопедия", 1987; Детская Энциклопедия, М, "Просвещение", 1968, том 11, стр. 453 - 454; Энциклопедия "Britannica", М, "Астрель", 2006,том II).
В конце XIX - начале XX веков Герберт Уэллс завоевал славу научно-фантастического писателя. В его романах "Машина времени" (1895), "Борьба миров" (1898) и других ставятся вопросы, до сих пор сохранившие жгучий интерес: о путешествии во времени, о встрече с инопланетной цивилизацией, о победе человеческого разума над природой и достижениях техники. Его герои - учёные, самозабвенно преданные науке, конструкторы, осуществляющие дерзновенные мечты: создают машину, на которой можно унестись в прошлое или будущее; или придумывают способ сделать невидимой живую материю ("Человек-невидимка", 1897); изобретают вещество, помогающее преодолеть земное тяготение и летят на Луну на воздушном шаре ("Первые люди на Луне", 1901). Талант Уэллса позволял ему так убедительно и увлекательно рассказывать о невероятном, что читатели верили его героям и событиям, описываемым в его книгах.
В своей книге "Россия во мгле" (1920) Уэллс благожелательно отнесся к первому социалистическому государству и с уважением отозвался о Ленине и большевистском правительстве. В этой же книге он описал разруху и голод, увиденные им в России.
В своих романах писатель ставит социальные вопросы. Гриффин, герой романа "Человек-невидимка" восхищает своим упорством. Его одиночество и нищета горестны. Общество равнодушно к гениальным экспериментам изобретателя, враждебно к нему самому. Но и Гриффин - плоть от плоти этого общества. Он мечтает не о пользе своего изобретения для людей, а о власти над ними, которую получит, превратившись в невидимку. Трагичны жизнь и гибель Гриффина. Отвратительны тупые мещане, убившие человека, им непонятного.
Разрушительные силы, таящиеся в технических достижениях человечества, тревожили Уэллса. Его фантазия создаёт марсиан, существ, напавших на Землю ("Борьба миров"). Словами героя романа Уэллс сравнивает марсиан с теми, кто под маской цивилизаторов вторгается в чужие края, превращает всё в развалины и пепел, истребляет и порабощает целые народы.
Только раз, в романе "Когда спящий проснётся" (1899), Уэллс написал о восставшем народе, который сметает власть капитала. Но революцию писатель не приветствовал. В романах "Война в воздухе" (1908) и "Освобождённый мир" (1914) Уэллс пропагандирует идею всемирной социалистической республики, которая создается по решению конгресса прогрессивных людей.
К крупным антивоенным произведениям Уэллса относится роман "Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол" (1928). Населённый дикарями фантастический остров Рэмпол - это символ буржуазного общества, охваченного военным безумием.