список книг / Вий
С-Пб, АЗБУКА, 2013 г.
"Миргород" - второй сборник Н. В. Гоголя, который вышел в 1835 году и был, как указал сам автор в подзаголовке, прямым продолжением "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В сборник вошли повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем". Работа над повестью "Вий" была начата, видимо, в 1833 году. Сюжет "Вия" восходит к сказкам и легендам, внеисторическим по своей природе. "Вий" гораздо ближе к сказке. Но здесь находится место истории: легендарные мотивы, заимствованные из русского, украинского и западноевропейского фольклора, писатель увязывает с реалиями мемуаров и летописей. Полный сюжет этой повести в сказочном фольклоре остается неизвестен, множество мотивов "Вия" можно встретить в народных сказках и легендах - украинских, русских (сборник А. Н. Афанасьева) и западноевропейских (сборник братьев Гримм). Например, езда юноши на ведьме, смерть ведьмы и чтение героем над ней Псалтыри, попытка мертвеца вернуться в мир живых. Важным отличием повести Гоголя является то, что автор историзует своих героев. Гоголевские бурсаки - студенты Киево-Могилянской академии, живут всего на несколько десятилетий позже Тараса Бульбы (насколько вообще можно судить о хронологии у Гоголя). Уже нет прежней запорожской вольницы, но "философы" и "богословы" еще сохраняют казацкую силу и казацкий характер. Правда, проявляется этот характер теперь только в невиданном аппетите, драках между классами и "чрезвычайно странном" свойстве, присущем богослову Халяве: "что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдёт". Ведьмой оказывается панночка - дочка богатого сотника. Мир, в котором живут эти герои, уже лишен героического начала, и потому бытовые детали и описания нравов оказываются ценны сами по себе, не подчинены задачам характеристики "безудержной" казацкой натуры. Быт в "Вие" не единственное и не главное содержание жизни: он не заслоняет, а оттеняет чудесное, фольклорную сказку и легенду. Сочиняя историю об отпевании ведьмы, Николай Васильевич Гоголь соединяет воедино множество сказочных мотивов - украинских, русских и западноевропейских, а фигура самого Вия, по всей видимости, является его собственным изобретением ("вий" с укр. - "веко"). Отдаленные параллели с этим образом находят в русской сказке "Иван Быкович", но в ней нет мотива губительного взгляда. В гоголевском "Вие" черти не видят казака, читающего Псалтырь. "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал." (Прим. Н. В. Гоголя). Из литературных источников можно рассматривать роман В. Т. Нарежного "Бурсак" (1824), из которого Н. В. Гоголь почерпнул многие подробности быта, нравов и обычаев киевских школяров. В творчестве Гоголя к "Вию" близка повесть "Майская ночь, или Утопленница".