список книг / Герой нашего времени.
Москва, Издательство "Правда", 1986 г.
Аудио роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", повесть "Бэла". Впервые отдельным изданием вышел в Петербурге, в 1840 году, 27 апреля. Есть мнение, что начало работы над "Героем нашего времени" относится к концу 1837 года. Первое издание романа быстро разошлось, и Лермонтов стал готовить новое издание, которое вышло весной 1841 года. Но, учитывая первые отклики на роман, автор посчитал нужным написать к нему Предисловие, в котором сформулировал писательскую позицию. Это был своеобразный ответ критикам.
Лермонтов нарушает хронологическую последовательность составляющих роман повестей и располагает их таким образом, чтобы наиболее всесторонне дать характеристику Печорина сначала с чужих слов, потом через описание встречи с ним, и, наконец, через дневник самого героя. Таким образом, цикл самостоятельных повестей превращается в увлекательный психологический роман. Он открывается повестью "Бэла" (Из записок офицера о Кавказе), в которой на события, происходившие в крепости (Печорин и Бэла), читатель смотрит глазами Максима Максимыча. Повесть "Бэла" впервые печаталась в журнале "Отечественные записки" в 1839 году.
Следующая повесть "Максим Максимыч" - позволяет читателю взглянуть на Печорина глазами рассказчика. Спустя пять лет на Кавказе, проездом в Персию Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером-повествователем. В повести "Максим Максимыч" рассказывается об отставке Печорина и его возвращении в Петербург и о путешествии в Персию.
Затем следуют три повести составляющие "Журнал Печорина". Из них мы узнаём, что возвращаясь из Персии, Печорин умер. "Журнал Печорина" - это исповедь самого героя, подробная характеристика Печорина, его размышления, его беспощадная самооценка, исполненная глубокого психологизма, который подчинён раскрытию не только личной, но и общественной трагедии молодого поколения.
Хронологическая канва жизни Печорина оправдывает мысль о неизбежности смерти героя. В повести "Тамань" (1840) мы знакомимся с Печориным, вынужденным уехать из Петербурга на Кавказ. Товарищ Лермонтова М. И. Цейдлер, учившийся с ним в школе юнкеров, в своих воспоминаниях указал, что происшествие с Печориным, описанное в романе, случилось с самим Лермонтовым в 1837 году, когда он по пути в Пятигорск останавливался в Тамани и жил у казачки Царицыхи. Белинский высоко оценил поэтический характер "Тамани": "Это словно какое-то лирическое стихотворение..." "Возьмите повесть Лермонтова "Тамань", в ней не найдёшь ни слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом..." - писал Д. Григорович. А. П. Чехов повесть "Тамань" считал образцом прозы, по которому надо учиться писать. В письме к поэту Я. Полонскому в 1888 году он высказал мысль, что поэты, переходя к прозе прекрасно справляются с новой задачей. Лермонтовская "Тамань" и Пушкинская "Капитанская дочка" прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой. (А. П. Чехов, ПСС и писем, т. 2, М., 1975, с. 177).
В "Княжне Мэри" описывается его жизнь в Пятигорске. За дуэль с Грушницким его отправляют в дальнюю крепость к Максиму Максимычу. Исследователи творчества Лермонтова стремились найти реальные прототипы для персонажей повести (Грушницкого, Мери и др.) Несомненно, что Лермонтов создавал художественно обобщенные образы, а не списывал "с натуры". Только образ доктора Вернера имеет реальный прототип - пятигорского врача Николая Васильевича Майера, человека передовых убеждений, связанного со ссыльными декабристами. Во взаимоотношениях Веры Лиговской и Печорина в известной мере отразилась история отношений Лермонтова с В. А. Лопухиной, вышедшей замуж за Бахметева.
Повесть "Фаталист" (1839) завершает "Журнал Печорина" и вместе оказывается финалом романа. Повесть написана раньше, чем сложился и выписался весь роман. Впервые она была опубликована ещё до выхода романа в "Отечественных записках". В ней Печорин отлучается на две недели в казачью станицу на Кавказе, где происходит описанный в повести "Фаталист" эпизод жизни героя. По свидетельству первого биографа Лермонтова Висковатова, в основу повести положен реальный случай, о котором знал Лермонтов. В автографе повести отчетливо читается "Вуич", а не "Вулич". Вуич Иван Васильевич - реальное лицо, поручик лейб-гвардии Конного полка. Автор изменил фамилию при издании повести.
Вопрос о судьбе поколения, о характере молодого человека начала XIX века приковал внимание писателей. На Западе этот вопрос приобрёл особую остроту после Французской революции (1789-1793 годов) и краха наполеоновской империи. В России данная тема приобрела наибольшую актуальность после разгрома восстания декабристов (1825) и начавшегося кризиса идеологии дворянской революционности. В рукописи лермонтовского романа сохранилось первоначальное заглавие: "Один из героев начала века", перекликавшееся с нашумевшим романом французского писателя Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" (1836).
"Герой нашего времени" порождён общественно-историческими событиями 1830-х годов. Уже в "Маскараде" Лермонтов стремился понять и раскрыть драму современного поколения. Ссылка на Кавказ в 1837 году свела писателя с осуждёнными декабристами: Майером, Палицыным, Лорером, Бестужевым, Одоевским. Общение с ними не обходилось без сравнивания прежнего поколения с людьми сегодняшними. Стихотворение "Дума" явилось своеобразным эпиграфом романа "Герой нашего времени".
Лермонтов сознательно соотносил свой роман с "Евгением Онегиным" Пушкина. Это было замечено Белинским, он писал: "...Это Онегин нашего времени, герой нашего времени; несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". Сравнительная характеристика Печорина и Онегина.
Предлагаем вашему вниманию аудио версию удивительного русского романа, одного из наиболее совершенных прозаических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. "Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою" - таково мнение Н. В. Гоголя. В. Г. Белинский писал о романе "Герой нашего времени": "Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута живою водою поэзии", и далее: "Взгляд наш упал на первую страницу - и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою..." Шан-Гирей писал: "У него (Лермонтова) не было чрезмерного авторского самолюбия; он не доверял себе, слушал охотно критические замечания тех, в чьей дружбе был уверен и на чей вкус надеялся".
Предлагаем вам читать брифли, критический материал, характеристики героев, краткое содержание глав; слушать онлайн или скачать аудио книгу М. Лермонтова "Герой нашего времени".